- Вы понимаете, они разрушили мою жизнь! Я видел себя либо на предприятии, либо на профсоюзной работе. Но меня лишили и того и другого! - Так говорил мне сегодня человек, который уже 6 лет пытается доказать, что его увольнение с работы и исключение из профсоюза были незаконны.
Конечно, скажете вы, зачем тратить свою жизнь на борьбу с ветряными мельницами, тем паче, что суд по восстановлению на работе он проиграл. И я соглашусь. Но так случилось, человек захотел доказать свою правоту вне зависимости от срока давности. И это не первый случай, когда в редакцию "Солидарности" обращаются люди с подобными проблемами - незаконно уволили, профсоюз не отстоял. К сожалению, обращаются поздно, как правило, спустя несколько лет собственных бесрезультатных попыток найти ту правду, в которую они верят. А надо бы сразу... Ну после увольнения, хотя бы. До суда...
В общем, я бы хотела поговорить с профсоюзной аудиторией, которой, наверняка, известны подобные случаи. Возможно, вы подскажете алгоритм действий, возможно, просто поможете разобраться - кто прав, кто виноват в этой истории, а возможно, расскажете историю, известную вам. Я не буду конкретизировать отрасль, регион, предприятие. Оставлю инкогнито и имя человека, обратившегося к нам. Итак, прошу внимания.
Как известно, въедливых профсоюзников, которые, столкнувшись с нарушением, продолжают "долбать" начальство до победного конца, не любят. Причем, порой, эту нелюбовь испытывают и с профсоюзной стороны. Особенно, если такой человек занимается профсоюзной работой на не освобожденной основе, да еще и не является руководителем организации. И самое мягкое определение, которое можно услышать в адрес такого человека - горлопан.
Мой собеседник трудился на одном из крупных предприятий по рабочей специальности. В профсоюзе состоял, да еще и исполнял обязанности уполномоченного по охране труда в своем цехе. Да еще и учился по профсоюзной квоте в местном филиале АТиСО, и проучился три курса на юрфаке. Говорят (я узнавала), что уполномоченным он был доставучим, цеплялся к каждой мелочи в сфере охраны труда. Требовал, чтобы исправили. И вот потребовал очередной раз, а профком его не поддержал. А вдобавок и аттестация, которую работник, неожиданно для себя, не проходит.
В результате "Горлопана" признают профнепригодным, и увольняют, по его словам - незаконно, ибо содержание профессионального экзамена, по его словам, не относилось к его профессиональным обязанностям....
- Понимаете, это как, если бы вы пришли сдавать экзамен по английскому языку, а вам дали билеты на японском, - объяснил мне мой собеседник.
Естественнно, он обратился в суд и профсоюзная сторона там также присутствовала. Суд был проигран. Однако, от поиска правды мой собеседник не отказался. И добился через Рострудинспекцию, чтобы за те нарушения в сфере охраны труда, которые он обнаружил, был снят один из руководителей предприятия, а нарушения исправлены. "Путь на предприятие мне был закрыт", - сказал он мне. И это первая часть истории.
А вот вторая. После проигранного суда, уволенный вновь обратился за защитой в профком. Было это в августе... Но через некоторое время с удивлением узнал, что больше не является членом профсоюза - его исключили. Потребовал документы с подтверждением - и их ему предоставили, правда вот момент его исключения из организации датировался там октябрем того же года. В общем, сначала сообщили, что исключили, а потом, пару месяцев спустя, исключили официально.
Не буду грузить читателей подробностями всей этой истории. Скажу лишь, что ЦК профсоюза проверки высылал, и неоднократно, но нарушений в действиях профкома не нашлось. "Его исключили за неуплату профвзносов в течение года", - объяснили мне. Правда вот, кроме прочего, не учли, что в течение этого года уволенный работник, по его словам, судился за восстановление на работе.
Как я понимаю, в ЦК со стороны профкома были предъявлены документы, в легитимности которых сомневаться не приходилось. Возможно так. Не буду судить.
Оставшись и без работы и без возможности развиваться дальше на профсоюзном поприще, уволенный работник стал добиваться справедливости (как вы помните, в части нарушений в сфере охраны труда он справедливости добиться сумел). А вот в отношении себя - не удалось до сих пор. Конечно, это перебор, делать смыслом жизни поиск этой самой справедливости, но люди разные. И порог терпения у каждого свой. Конечно, мой собеседник обращался на биржу труда, но по предлагаемым рабочим специальностям уже трудиться не смог - здоровье в борьбе за справедливость было подорвано. Вот такая история.
А теперь от себя немного. С уволенным работником мы проговорили почти час. Вернее, 53 минуты. 53 минуты он заново переживал каждый момент этой истории, с подробностями рассказывая ее мне. Я не берусь судить, кто прав, кто виновен в данной ситуации. Возможно, каждая из сторон - и бывший работник и профсоюз - видят ее по своему, и по своему правы.
Вот несколько моментов только. Если работник по профсоюзной квоте получил возможность учиться в АТиСО, значит, в профсоюзе его считали перспективным и планировали в дальнейшем взять на профсоюзную работу. А когда учиться не смог (исключили из профсоюза), то, как мне кажется, потерял не только он, но и профсоюз (деньги, как минимум).
И последнее. Возможно, требовательность к нарушителям и стремление добиться справедливости не худшие качества для профсоюзного работника. А если не умеет бесконфликтно вести переговоры, так этому тоже можно научиться, не так ли? Теперь все.