Недавно случайно обратил внимание на название «нашего» министерства – труда и социальной защиты Российской Федерации. ... и социальной защиты Российской Федерации, понимаете? Не населения страны, а, получается, государства. Я не хочу тут размышлять на тему «как корабль назовете», и уж тем более «обличать» Минтруд, насмехаться над ведомством – просто мне показалось новое прочтение его названия интересным с философской, что ли, точки зрения. Тянет углубиться в размышлизмы, тем более что сегодня пятница и дождь. В задорновщину, если угодно, то бишь, в ложную этимологию. Защиты – от кого, до полной победы – над кем?
Есть еще такое ведомство в России – министерство занятости, труда и миграции Саратовской области: куда мигрируешь, тройка-Саратов?
МВД, если присмотреться, тоже как бы намекает в своем полном названии: это внутренние дела Российской Федерации. И если для озвучивания этой позиции перед международным сообществом у нас есть министерство внешних сношений, то нам с вами призвано об этом напоминать министерство внутренних. Если вспомнить некоторые резонансные дела, можно добавить, что иногда и очень глубоких.
Правда, если продолжать логический ряд по тому же принципу по-честному, я буду посрамлен министерством культуры Российской Федерации. Или не буду, как посмотреть: ну да, это ее культура.
Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий признано одним из самых эффективных в России, если не самым. И с последствиями оно действительно справляется почти на отлично. Но от этого не легче пострадавшим ни от наводнения в Крымске, ни от пожаров в Хакасии. Но, конечно, если удлинить название ведомства на одно слово – «предупреждению» - лучше от этого не станет: повторюсь, я не о пресловутом «слово имеет силу».
А если кому-то (не мне, конечно!) таки хочется поерничать, приглядитесь к полному названию Минпромторга. А потом к отечественной промышленности: банкротствам, сокращениям и прочим радостям жизни, которыми пестрит та же новостная лента «Солидарности». Промышленности и торговли Российской Федерацией – безграмотная машинистка попутала падежные окончания. Возможно, благодаря этому и первые лица все еще излучают оптимизм по поводу инноваций и импортозамещения смартфонов на кокошники.
Или вот, для ценителей: министерство по развитию Дальнего Востока, моего родного. Отбросьте образ региона, сосредоточьтесь только на буквах. Как – с чисто филологической точки зрения – можно «развить» «дальний восток»? Правильно: дальний – дальше – самый дальний! А теперь вернемся к региону и вспомним о том, что это теперь «территория особого развития». В вашей школе были классы для детей с «особым» развитием? Вот то-то и оно. Авансы в тысячу рублей учителям прилагаются.
Наконец, многозначные слова. Как вам общая аура нашей жизни? Энергетика, так сказать. Министерство кармы за работой.
И напоследок. Задорнствовать нужно все-таки в правильном направлении. Обычные лжеэтимологи эстрадного толка утверждают, что слово влияет на жизнь. И ура-литературолюбы туда же. Я не утверждаю. Я верю. В то, например, что на самом-то деле власти наши честны перед нами. И ведомства называются так, потому что жизнь – такая. Кстати, помните фамилию министра финансов в 98-м году