На прошлой неделе была на дискуссии под соответствующим названием. Обсуждались вопросы, где и как привлечь инвестиции под старт-ап (в переводе на русский язык: где взять денег на новый проект). Вел дискуссию журналист, экономический обозреватель Игорь Виттель, известный как ведущий ежедневной телепередачи «В фокусе» на РБК-ТВ. В гостях были, собственно, те, кто может дать деньги, а также те, кто профессионально занимается старт-апами: главдиректор «Главстарта» Аркадий Морейнис, генеральный директор Медиа Мир Михаил Гуревич, директор по продажам Begun Роман Кохановский, директор по инвестициям IQ One Дмитрий Соловьев, ну и так далее.
Поиском денег я очень даже интересуюсь, поскольку разрабатываю сейчас один медийный интернет-проект. Соответственно, вопрос как и у кого взять денег стоит очень остро. Узнала я из этого мероприятия очень много чего нового и полезного для себя, правда, в основном, все не утешительное.
Во-первых, деньги у инвесторов есть, и их до фига. Те сидят над ними как Кощей над златом и ноют, что нет ни одного приличного проекта, в который можно было бы вложиться. При этом, они сами же делят проекты на две части: суть и презентация. И сами же говорят, что есть проекты интересные по сути, но недодуманные до логического конца или плохо презентованные. В итоге, даже в такие проекты они не вкладываются!!! То есть, без красивой упаковки проект не интересен. Я, честно говоря, считала инвесторов более умными…
Во-вторых, идеальный старт-ап проект – это проект, в который надо вложить не больше 100 тыс. долларов, при этом он должен выйти на рентабельность в течение двух лет. (Боже, что это за такой проект должен быть??? Так быстро окупится разве что нуль-телепортатор, но в него надо вложить гораздо больше 100 тыс.) Что значит, «проект окупится», по версии инвестора? Это значит, что владелец сможет его продать дороже. Все. Именно увеличение капитализации и продажа проекта интересует инвесторов. Они не смотрят, как можно монетизировать сам интернет-проект. Это тупо купля-продажа. Кто-то продает вагоны апельсинов, а они интернет-проекты. Ничего нового и действительно толкового при этом, имхо, не создастся.
В-третьих, на вопрос интересен ли вам медийный проект, все инвесторы ответили, что они такие даже не рассматривают. Типа, на этом не заработаешь.
Вот как комментирует этот факт Олег Колесников, один из участников мероприятия:
«Контентные интернет-проекты не в фаворе у инвесторов по той простой причине, что в российском сегменте Интернета стоимость контента оценивается в чистый ноль (в отличие от навешанных к нему сервисов, которые имеют ненулевую оценку стоимости; с ценностью же того и другого - почти наоборот...). Тратить усилия на создание нулевой стоимости могут позволить себе фанатики и энтузиасты, но никак не инвесторы».
В общем, вышла я с дискуссии сильно продвинутая, но несчастная. Примерно как та собака с мороженым на роликах перед магазином, куда запрещен вход с собаками, с мороженым и на роликах.