24 октября в Екатеринбурге под эгидой Министерства труда России прошел Корпоративный демографический форум. Среди его участников были представители государства, бизнеса, профсоюзов, которые обсуждали, какими мерами можно увеличить рождаемость в России.
Предлагаем читателям “Солидарности” выступление на пленарной сессии форума заместителя председателя ФНПР Александра Шершукова.
Первая половина Корпоративного демографического форума была посвящена различным практическим кейсам, которые презентовали представители бизнеса, профсоюзов. Нет никаких сомнений, что все они работают на решение демографической проблемы. А поскольку реализованы все они не вчера, то, соответственно, работают уже некоторое время. Тем не менее демографическая проблема за счет них в настоящее время не решена. Как писал в свое время жене Расул Гамзатов, “сижу в президиуме, а счастья нет”.
Значит, нужно смотреть не только на отдельные успешные кейсы, но и задаться вопросом: если они, несмотря на успешность, до сих пор не внедрены и неизвестны на других предприятиях, то, возможно, дело в некоторых системных вещах?
Понятно, что крупное и финансово обеспеченное предприятие обладает большими возможностями, чем средний и малый бизнес. Звучит трагично, но работать в Газпроме все не смогут.
Есть проблема внедрения в документы социального партнерства - коллективные договоры, трехсторонние соглашения - и реализации мер для повышения рождаемости и, если взять шире, поддержки лиц с семейными обязанностями.
2024 год объявлен президентом РФ Годом семьи. Публично декларируется, что поддержка семей - как фактор мотивации персонала - становится особо актуальным направлением для работодателей, а забота о демографии переходит из плоскости ответственности только государства в плоскость ответственности еще и бизнеса. К сожалению, на практике это не так. Мы на форуме слышали прекрасные инициативы предприятий. Но это, по большому счету, выставка достижений социального предприятия и социально ориентированного работодателя.
Не секрет, что существенная часть бизнеса считает своей социальной ответственностью даже не дополнительные социальные обязательства, а просто своевременную выплату заработной платы, воспринимая своим главным направлением работы извлечение прибыли и удовлетворение запросов собственника или акционеров.
Сегодня рынок труда находится в ситуации, когда работодатель внезапно оказался вынужден тратить деньги на повышение зарплат работникам. В противном случае ему грозит опасность остаться без персонала. И, самостоятельно выбирая между затратами на рост зарплат и затратами на социальные льготы или поощрение рождаемости, он выберет затраты на зарплаты. Какой бы ни был год у нас объявлен.
Несмотря на то, что большинство мер поддержки демографии и лиц с семейными обязанностями реализовано через колдоговоры и соглашения, сами эти документы социального партнерства охватывают, мягко говоря, не все предприятия. А возможность работодателей, не входящих в общероссийские объединения, под надуманными предлогами отказаться от выполнения обязательств соглашений одновременно ликвидирует распространение демографических и социальных льгот для большого числа работников. Необходимо обеспечить обязательность распространения условий отраслевых, региональных или заключенных на федеральном уровне соглашений на всех работодателей.
Кстати, именно в Уральском федеральном округе сегодня есть положительный пример решения данных вопросов.
В 2023 году по инициативе Федерации профсоюзов Челябинской области в региональный закон были внесены изменения, наделившие областную трехстороннюю комиссию полномочиями определять порядок присоединения работодателей к региональному соглашению.
Принятый Порядок присоединения позволяет распространить региональное соглашение на всех работодателей, тем самым вовлечь их в систему соцпартнерства, а также предусматривает критерии определения мотивировки поступающих отказов от работодателей. В конце прошлого года от работодателей Челябинской области поступило 29 отказов от присоединения к региональному соглашению, но поступившие отказы были признаны немотивированными. С 1 января 2024 года Региональное соглашение на 2024 - 2026 годы в Челябинской области распространяется на всех работодателей.
Имеет смысл обсудить аналогичные изменения и в других регионах, и на федеральном уровне.
ФНПР предлагает:
• нормативно закрепить обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечивать укрепление и развитие социального партнерства;
• гарантировать распространение трехсторонних и отраслевых соглашений в сфере труда на всех работодателей.
Профсоюзы считают, что необходимо создать объединения работодателей во всех отраслях российской экономики и развивать региональные объединения работодателей. А также - обеспечить исключительное право профсоюзов на проведение коллективных переговоров и заключение колдоговоров без участия так называемых “иных представителей работников”.
По инициативе ФНПР в 2020 году в Конституции РФ появились нормы об обеспечении в РФ социального партнерства и об обязанности правительства РФ реализовывать принципы соцпартнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Принятие этих поправок к Конституции и ратификация Конвенции МОТ № 102 “О минимальных нормах социального обеспечения” в 2018 году создали условия для завершения многолетней дискуссии соцпартнеров о формах и методах осуществления социальной защиты наемных работников в нашей стране.
На поддержку семей выделяются значительные финансовые ресурсы, однако раздел VII “Семейные пособия” был в свое время исключен при ратификации Конвенции МОТ № 102 “О минимальных нормах социального обеспечения”. Ратификация этого раздела позволила бы оптимизировать расходы и сделать их более эффективными и адресными. ФНПР предлагает вернуться к вопросу ратификации данной главы.
Перед нашей встречей я опросил несколько председателей первичных профорганизаций на предприятиях с численностью несколько тысяч членов профсоюзов. (Кстати, не из Уральского округа.) Спросил их: “Решение каких вопросов сейчас может повлиять на рост рождаемости?” - и внезапно они ответили не вполне линейно.
Чтобы люди захотели родить ребенка, им нужно время, место, здоровье, деньги и настроение. С деньгами проще - зарплаты у большинства работников сейчас растут. Настроение тоже, в принципе, неплохое. В здравоохранение и государство, и многие работодатели вкладывают большие средства. А вот с местом - беда. Основная проблема работников - квартирный вопрос, который нужно решать вместе государству и работодателям. Рационально мыслящие люди - а у нас таких большинство - не будут заводить новых детей, если негде разместить имеющихся. Уже второй год ФНПР проводит исследование доступности жилья для семейных работников по всем регионам России. Вывод: два работающих родителя с двумя детьми не могут претендовать на улучшение жилищных условий. Денег не хватит. А при нынешнем росте ипотечной ставки - тем более.
Еще один аспект. Закрыта программа кешбэка за оплату детского отдыха. Кроме того, там, где еще сохранились детские лагеря у предприятий и у профсоюзов, от них требуют ежегодного прохождения огромного числа поверок и проверок. Мне председатель профкома рассказал, что у них проходит ежегодную поверку линейка для измерения роста детей, а стопка необходимых для открытия лагеря документов достигла пояса (а он человек немелкий).
Давайте дадим возможность отправить детей в детский лагерь (но не на асфальтовый отдых), и тогда оставшиеся дома взрослые будут иметь время и место, чтобы приступить к решению демографических вопросов.
И последнее. Наш форум рассматривает рекомендации по включению демографических мер поддержки в колдоговоры и соглашения. Считаю, что нужна система государственных преференций для работодателей, внедряющих данные рекомендации.
Да, все это требует увеличения государственных расходов и определенных волевых усилий. Но если мы хотим добиться результата, без этого не обойтись. “Невидимая рука рынка” детей не родит.