Начался показ по ТВ сериала “Хроники русской революции”. Не знаю, на что в итоге вырулит сюжет, но пока что впечатление неплохое, и вот почему. Не изображен (в стилистике “Сибирского цирюльника”) “хруст французской булки”, а нарисована большая страна с большими социальными проблемами. Да, конечно, фразеология персонажей явно осовременена, в смысле “борьбы с экстремистами и террористами” (в те времена чаще использовали термин “бомбисты”). Но и такая терминология понятна - трансляция в прайм-тайм на ВГТРК обязывает любой фильм пытаться задавать обществу стандарты восприятия не только древних, но и - через их призму - современных событий.
Поступим так и мы. Обратимся к одному из главных сюжетов первых двух серий. А это, как ни странно, “рабочий вопрос” и создание первых организаций трудящихся.
В качестве скорее положительного персонажа выступает священник Георгий Гапон. Возможно, это и неплохо. Созданный в советское время образ явного провокатора, сознательно ведущего народ на бойню, был, мягко говоря, не только карикатурен, но и неправдив. Конечно, Гапон был популистом, был политиканом. Но, кроме того, он был человеком, обладающим огромной популярностью среди простого народа. Эта популярность заставляла искать союза с ним, в том числе Ленина. И если уж Гапон брал деньги, то не у иностранных спецслужб, а у вполне национальных государственных деятелей.
Идея-то у Гапона заключалась в следующем: организации работников в рамках закона борются за улучшение условий труда и жизни, избегая политики. Точно такая же идея была и у полковника Охранного отделения Сергея Зубатова. Ее популярность заставляла сторонников радикальных методов обзываться “зубатовщиной” и “гапоновщиной”. Но до определенного момента идея оставалась “тефлоновой”, к ней брань не липла.
Откуда же пришли проблемы? Как ни странно, с высших уровней власти Российской империи. Неготовность меняться, отказ от предоставления гражданских прав, фактическое отсутствие трудового законодательства для растущего класса промышленных рабочих. Все это привело к Первой русской революции 1905 года и Манифесту. А дальше начались хаотичные попытки “запихнуть пасту в тюбик” - сократить гражданские права, вернуть Николая Второго на место “хозяина земли Русской” (как он когда-то написал в анкете). И по-прежнему жить без Трудового кодекса.
Не буду доказывать, что именно отсутствие многих трудовых прав привело к революции второй - Февральской. (В существенной мере там был переворот, организованный элитой.) Но то, что после переворота “Русь слиняла в два дня. Самое большее - в три”, как писал философ Василий Розанов, - это факт. Исчерпанность и империи как формы правления в России, и власти конкретного царя Николая была ясна большинству. (Кстати, Зубатов - как честный монархист - после отречения Николая застрелился, хотя давно был в несправедливой отставке.)
Но что касается выходящего художественного фильма, думаю, посмотреть его будет полезно. В том числе для того, чтобы понимать, от какого уровня трудовых (и гражданских) отношений уходила тогда Россия. И чтобы подумать, почему за совсем недолгое время большая страна была опрокинута сначала в Первую мировую, а потом в Гражданскую войну...