По роду своей деятельности я регулярно сталкиваюсь с коллективными действиями профсоюзов, организуемыми структурами всех уровней - от первички и выше. Речь идет не про наши традиционные акции - 1 мая и 7 октября, а про те действия, которые проводятся по конкретному поводу, требуют конкретных шагов и стремятся к конкретному результату (да, я знаю, что в этом предложении много слов “конкретно”).
Газета “Солидарность” тоже неоднократно была организатором кампаний. И профактивистов мы защищали, и с нарушениями прав профсоюзов боролись, и подписи собирали. Чего только не делали. Ну и, естественно, публиковали разные заметки про то, как это делают профсоюзы - и в России, и за ее пределами.
Так вот, в качестве предварительного вывода (пока что не окончательного) могу сказать следующее: я не знаю ни одной информационной кампании, в которой эффект от распространения профсоюзной информации был выше 30% от возможного. Что я имею в виду?
Сегодня основным инструментом распространения профсоюзной информации являются социальные сети, поскольку и ТВ, и радио, и центральные СМИ в большинстве случаев для данной тематики недосягаемы. Есть исключения, но они разовые. Мы можем сейчас начать традиционно стонать, что-де “нужно так рассказывать о профсоюзах, чтобы эту информацию взяли СМИ”. Но практика показывает - на постоянной основе, как ни упаковывай социально-трудовую тематику, это не работает.
С другой стороны, та же практика показывает: если в соцсетях вокруг некоей темы появился серьезный шум (много репостов, ссылок, комментариев) - для СМИ это основание, чтобы попытаться оседлать волну. Тогда СМИ уже сами обращаются к инициаторам, действующим лицам информационного повода и более-менее сносно описывают проблематику и, соответственно, профсоюзную позицию. Но! Для этого изначально должен быть создан высокий уровень шумихи, хотя бы в соцсетях. А вот с этим есть большие проблемы.
Как, по идее, это должно происходить? Появляется публикация или профсоюзный информационный повод. Понятно, что не любой. Понятно, что это должна быть тема, которую можно подхватить. Но - кто должен это сделать? По логике, все те люди, которые сидят в соцсетях и одновременно определяют себя как профсоюзных активистов. Коротко говоря: увидели важную тему - поставили лайк, сделали репост. Есть это на практике? Этого почти нет.
На днях я провел примитивный “следственный эксперимент”. На своей странице в “Фейсбуке” опубликовал ссылку на заметку в “Солидарности” о попытках украинского правительства “реформировать” трудовое законодательство и возможном существенном сокращении прав профсоюзов и работников. При этом в отличие от нескольких заметок по данной теме, которые появились в интернете, в нашей была представлена и позиция украинских профцентров - нескольких, которые объединились в противодействии антитрудовой инициативе. И я попросил читателей своей страницы сделать репосты, чтобы поддержать наших коллег.
Для понимания - друзей у меня в “Фейсбуке” зарегистрировано около 2000. Предположим, что половина - непрофсоюзная. Предположим, что из оставшихся половина не видела этого поста, поскольку Марк Цукерберг играет с алгоритмом “кому и что покажем, кому и что не покажем”. Но даже при этом получается, что человек пятьсот эту ссылку видели. А сколько сделали репост? 15 человек. При этом некоторые комментарии по этой теме от людей вроде бы профсоюзных звучали в диапазоне от “сами виноваты” до “пусть им будет хуже”… Вот такая профсоюзная солидарность.
К слову сказать, несколькими днями раньше на той же странице я опубликовал кулинарную заметку - как дома готовил скоблянку из кукумарии. Число комментариев к скоблянке побило число комментариев к нарушениям прав украинских профсоюзов раза в три. Вы скажете, что это исключение? Честно говоря, я не помню, когда профсоюзный пост в соцсетях на актуальную “живую” тематику превышал несколько десятков репостов. Уровень активности в соцсетях по российской теме - “увольнения профактива в сети “Магнит” - был не сильно выше. Есть шансы с такой “активностью” вызвать ажиотаж у СМИ? Нет шанса.
Надо понимать, что мы не можем заставить профсоюзный актив делать на личных страницах ссылки на профсоюзные материалы и кампании. Но тогда уж давайте определимся: кого считать активом? Людей, которые переживают, что “о профсоюзах никто не пишет”? Людей, которые публично страдают от отсутствия солидарности, но которые сами в интернете ограничиваются котиками? Воля ваша, хотите - считайте их активом. У меня не получается.
Что делать, спросите вы. Ничего сложного. Для начала - просто читать профсоюзные публикации. Осознать, что распространение этой информации сегодня зависит от каждого. И поставить себе за правило: прочитал - распространи, как можешь. Не сложно, правда?