Есть тема, которая у нас в профсоюзах совершенно по-разному трактуется в публичной и непубличной обстановке. Это тема - женщина в профсоюзе. Что я имею в виду? Публично все обстоит нормально: “Наши сестры, нужно поддерживать” и т.д. И даже за товарищеским столом бывают случаи, когда тостующему, пропустившему третий тост, резали галстук. В непубличной же обстановке ситуация иногда бывает другая. Я даже не буду цитировать некоторые высказывания, но, поверьте на слово, ничего общего с “наши сестры” они не имеют. Попробую сформулировать, почему у нас сейчас такое двойственное состояние и куда нужно двигаться.
На протяжении последних двадцати с лишним лет российские профсоюзы пытались выстроить у себя некоторые зарубежные стандарты. Разные стандарты и с разным успехом. (Собственно, как этим занималась и вся страна в разных областях - политике, экономике, культуре.) Часто забывая, что специфика общества России отличается от того, что “за бугром”. Отличается не обязательно в лучшую или худшую сторону. Просто в другую, поскольку иная культура отношений, история и пр. Должны ли профсоюзы выступать в качестве одного из двигателей общества к лучшим стандартам? Должны. Вопрос только в том, кто и что определит лучшее для конкретного общества? И что общество будет готово принять без слома своей уникальной культурной традиции?
Так вот в части работы с женщинами у нас до недавнего времени были следующие минусы: некритическое использование иностранной терминологии плюс имитация внедрения методик, созданных для обществ иного типа, нежели российское. А поскольку акцент был сделан скорее на, извините, имитацию, то и результата не было.
Скажем, в резолюцию прошлого съезда ФНПР было записано проведение гендерного аудита. То есть оценки того, сколько гендеров у нас в профсоюзных организациях. Поскольку в гендерной теме я откровенно не разбирался - пошел почитать профильную литературу. В профильной литературе было сказано, что может быть до 78 гендеров. То есть социальных ролей, которые могут “исполнять” люди в определении себя, своего пола и взаимоотношений с другими людьми. Тем, кому показалось, что все нормально, еще раз напомню - высший орган ФНПР постановил провести такие исследования. Хоть стой, хоть падай. В известном смысле, я даже рад, что такие решения, по сути, саботировались. Живо себе представляю последствия для исследователей где-нибудь на Кавказе. Но! Значит ли это, что профсоюзы не должны заниматься женской тематикой?
Вообще-то 60% членов профсоюза и 75% профактива - это женщины. Есть ли у женщин специфические интересы, связанные с работой и внерабочим временем, которым профсоюзы тоже занимаются (если есть ресурсы)? Конечно, есть. Более того, во многих профсоюзных организациях именно у женщин есть структуры, объединяющие их: женсоветы и женские комиссии. Занимаются вполне спокойными делами: от организации культурных и медицинских мероприятий до включения в колдоговоры и соглашения специфически женских пунктов.
В чем тут еще разница с “гендерным подходом”? Это НЕ деление всей профсоюзной аудитории на все большее число групп с разными интересами. На мой взгляд, если излишне диверсифицировать свой подход к профсоюзной аудитории, можно дойти до противопоставления одной группы другой. Здесь же все просто. С одной стороны, мы работаем на основную, наиболее массовую группу, обладающую специфическими интересами, поддержка которых, в свою очередь, только усиливает профсоюзы в целом. С другой стороны, создаваемые внутри профорганизаций женские комиссии и женсоветы - это структуры, комплексно организационно работающие с женщинами. Поэтому и переименование Постоянной комиссии Генсовета ФНПР из “гендерной” в “по защите социально-экономических прав трудящихся женщин”, и проведение осенью первого Всероссийского форума трудящихся женщин - это все организационные работы в соответствующем направлении.
Откровенно говоря, до недавнего времени я сам относился к этой теме походя. Но посмотрел на активисток, на их проекты, которые они УЖЕ выполняют, - и стало интересно. Тем более - если мы не делаем структуру для женщин, значит, они ее сами сделают. Или для них эту структуру будут имитировать какие-то прощелыги. Женщины - они ж такие доверчивые иногда. Правда, и жена Семена Семеновича Горбункова точно так же его оценивала. Ну, значит, все мы чем-то похожи. Несмотря на гендер.