На прошлой неделе умер председатель ВЦСПС Степан Алексеевич Шалаев.
Будучи человеком другого поколения и других профсоюзов, до самого конца он оставался, как сказали коллеги и подтверждаю это я, внимательным и доброжелательным союзником и советчиком уже нового поколения и новых профсоюзов России. В 2017 году мы много часов просидели в его небольшой квартире на площади Гагарина, в знаменитом профсоюзном доме, обсуждая под запись профсоюзные проблемы его времени, выходящие и на сегодняшний день профсоюзной структуры. В его тогдашние 90 лет - совершенно ясный ум, который точно вспоминал события, их причины и обстоятельства, поступки людей.
Кстати, во время этих посиделок он объяснил мне профсоюзную логику конца 80-х годов относительно изменения финансовой структуры и системы выборов, а также многие решения, которые со стороны казались нелогичными и навязанными. Истории про горбачевскую “польку-бабочку”, которую, по словам генсека, профсоюзы пляшут с директорами… Шахтерские забастовки и взгляд на них из ВЦСПС… Закулису поддержки западных профсоюзов со стороны СССР... Нужно все это причесать и опубликовать как свидетельство эпохи.
И это не только о прошлом. Представьте себе, что он до конца жизни думал о том, как должны сегодня действовать профсоюзы, предлагал свои рецепты. В прошлом году я приглашал его на наш интеллект-форум “Профсоюзы. XXI век”. Мне казалось, что общение с таким человеком актуально для любого профсоюзного активиста. Но Степан Алексеевич отказался, сказав: “Я хочу, чтобы меня запомнили другим”. Было очень жаль, но, возможно, это было правильно.
Теперь мы будем вспоминать его высоким, черноволосым, умным, доброжелательным мужиком. Который, кстати, в 1990 году, на сломе эпох, принял самостоятельное и удивившее всех решение уйти с поста председателя ВЦСПС - в возрасте по политическим меркам мальчишеском. В наших разговорах он обосновал это так: “Новыми профсоюзами должны руководить новые люди”. И прибавил шутку, что в XX веке только два российских руководителя ушли в отставку добровольно - Николай II и Степан Шалаев.
Земля пухом, Степан Алексеевич.