В прошлом году мы провели на федеральном уровне несколько молодежных мероприятий: семинар-совещание с теми профсоюзными работниками, которые курируют молодежную тематику в членских организациях ФНПР, и форум, на который собирали лучших активистов. Прошло немного времени, мысли в голове улеглись, и теперь можно четче сформулировать и имеющиеся проблемы, и направление дальнейшей работы. Суть вот в чем.
На протяжении нескольких лет профсоюзы работали с молодежью по следующему алгоритму. С одной стороны, на уровне регионов и отраслей с разной степенью интенсивности проходило обучение. Большое количество молодых профактивистов изучают правовые нормы, основы переговоров, ведение документации, повышение личной эффективности. Они получают навыки проектной деятельности, немного изучают историю. При этом образовательный процесс редко пересекается с профсоюзной кадровой политикой.
Более того, мы все прекрасно понимаем, что идеальный мир из писаных норм права или внутрипрофсоюзного документооборота - это одно, а реальная жизнь - немного другое. Точно так же, как, например, участие в выборах в органы власти по нормам закона “О выборах” отличается от опыта любого участника избирательного процесса. Грубо говоря, профсоюзы учат жить “по закону”, в то время как на практике все живут… немного по-другому. (Только давайте не начинать спор о том, правильно это или нет.)
Одновременно проблема заключается еще и в том, что обучение профсоюзного актива по принципу “как жить в идеальном мире” никак не связано с дальнейшим кадровым ростом внутри самих профсоюзов. Весьма нечасто обученный таким образом молодежный профактивист может в силу своего обучения претендовать на более высокую выборную позицию. И это вопрос не к ним, а к кадровой политике внутри организаций.
С другой стороны, профсоюзы за последние 15 лет создали внутри себя достаточно разветвленную систему молодежных советов. То есть структур, которые, по идее, объединяют наиболее продвинутую часть профактива. Но только по идее. Нередки случаи, когда руководителя молодежного совета или его членов определяют не по степени эффективности, а исключительно по принципу “не напортачит”, “будет под рукой” и т.д. Это всем заметно, и в том числе в силу этого внутренняя конкуренция молодежи за формальные должности руководителей или членов молодежных советов отнюдь не велика. Как говорится, “было бы за что бороться”.
В результате двух этих тенденций мы получили странную ситуацию, когда обучение актива часто оторвано от реальности, а структуры молодежных советов часто носят формальный характер.
Казалось бы, в результате отбора, конкурсов и тестирования участвовать в региональных, окружных и федеральном форумах должны были бы собственно руководители молодежных советов. Они же, вероятно, должны быть и наиболее “прокачанными” в смысле навыков, знаний и т.д. Ан нет! Более того, несмотря на жесткий отбор участников, мы столкнулись с ситуациями, когда отдельные территории или профсоюзы пытались направить на федеральный уровень, мягко говоря, неподготовленных людей, даже формально не проходивших ни конкурсов, ни тестирования. Образно говоря, “прошедшего Крым и Рим” тестирования Васю Иванова направить не могут (или не хотят), а вместо него пытаются протолкнуть Ваню Васильева, на которого деньги есть. Впрочем, практика показала, что даже абстрактный Вася Иванов, несмотря на свою “прокачку”, не очень хорошо разбирается в практической профсоюзной политике за пределами своего предприятия, региона, отрасли.
Вопрос: что с этим делать? Мне кажется, что нужно немного “подправить консерваторию”. Если уже есть созданные молодежные структуры, то не надо строить параллельный поток отбора молодежного профактива. А надо эти структуры “подкачать” в части понимания сегодняшних реальных профсоюзных проблем, их коллективного обсуждения и продвижения результатов обсуждения в стадию реализации.
Я считаю, что на уровне региона или отрасли формат масштабных сборов молодежного профактива, с конкурсами и т.д., можно сохранить. А вот уровнем выше - окружные и федеральные мероприятия - должны собирать именно представителей молодежных советов. Для чего собирать? Чтобы в течение года через молодежные структуры на разных уровнях проходило обсуждение единой тематики, которая задана коллегиальными органами ФНПР. Чтобы было сформулировано единое мнение профсоюзной молодежи относительно того, как заявленные проблемы решать и что здесь может сделать молодежь. Чтобы, приехав на федеральный форум, председатель молодежного совета не пытался там за час группового обсуждения выдумывать “на коленке” рецепт, а понимал, что он представляет молодежь своего округа или профсоюза, которая это уже обсуждала, которая считает, что нужно действовать конкретным образом, и готова начать работу.
Думаю, что переход на такую форму организации повысит и статус молодежных советов.