Вице-премьер Татьяна Голикова сформулировала потребности экономики в рабочей силе так: до 2030 года нужно вовлечь еще 12 млн человек. Это большая проблема, и она разноплановая.
С одной стороны, демографическая ситуация за шесть лет радикально не изменится. А даже если она улучшится (чему мы будем только рады), то зачатые и рожденные дети еще не будут готовы ни профессионально обучаться, ни работать. (Даже в странах с развитой эксплуатацией детского труда возраст привлечения к работе все-таки выше шести лет.)
С другой стороны, чтобы включить 12 млн человек в производственный процесс, нужно увеличивать число рабочих мест, а нынешние - не должны закрываться. Поскольку Татьяна Голикова явно говорила про “белую” экономику, а не “серую”, то, вероятно, часть этих 12 млн рабочих мест можно было бы “закрыть” сокращением нелегальной занятости. Однако, несмотря на усилия и власти, и профсоюзов, идет, скорее, рост количества нелегалов. Логика понятна, как три рубля: растут налоги - бизнес и люди уходят в тень.
Сейчас активно проговаривается тема привлечения иностранной рабочей силы. Причем вместо рабочей силы из ближнего зарубежья (или наравне с ней) рассматриваются варианты, например, с индийцами. Но на этом пути тоже все не совсем гладко. Можно, конечно, за просмотром индийского кино счесть, что на улицах и площадях России с приездом большого числа неприхотливых смуглых иностранцев начнутся песни и пляски. Но, кроме песен и плясок, такой “массовый завоз” повлияет и на уровень преступности, и на формирование специфического и большого слоя работников, живущих по своим правилам. И не всегда адаптированным к правилам жизни российского общества.
Ну и, кроме того, остается классический “марксистский” вопрос: как это повлияет на уровень заработной платы? Известно, как повлияет. Увеличение предложения рабочей силы на рынке труда ВСЕГДА ведет за собой снижение ее стоимости. А значит, привлечение иностранной рабочей силы негативно скажется на уровне зарплат российских работников. Это нехорошо, поскольку работодатели завершили “битву зарплат” ради привлечения работников (в сферах, не связанных с обрабатывающим производством, читай военных, с деньгами просто плохо). А рост налогов и косвенных выплат способствует понижению покупательной способности зарплаты работника - с другой стороны.
Ситуация действительно очень сложная.