Я, откровенно говоря, не завидую людям, работающим в правительстве. В том смысле, что задачи, которые перед ними стоят, выглядят, как говорится, масштабно. Это если не использовать термин “неразрешимо”.
С одной стороны, мы находимся в ситуации экономического кризиса - как мирового, так и локального. Прогнозы сокращения экономики варьируются от 3 до 5%. Как следствие - рост безработицы и уровня бедности. (Бедность, напоминаю, это нынешний МРОТ и ниже.) Перспективы реализации национальных проектов пока не просматриваются. Почти все из моих знакомых, работающих в малом бизнесе, изъясняются в стилистике начальника штаба есаула Брылова из фильма “Свой среди чужих…”: “Если прижмут к реке, по-моему, крышка”. На “крышку” отводят два-три месяца. Сокращение рабочих мест и “навес” безработицы, по классике, давят на рынок труда, толкая зарплаты вниз. И здесь перед профсоюзами возникают вопросы, традиционные для работы в проблемной экономике: как сохранить и рабочие места, и доходы работников?
Есть еще нюанс. Проходящая цифровизация используется как средство фискального контроля за доходами граждан (возможно, так предполагается бороться с “серыми” зарплатами). Но, кроме этого, цифровизация и рост налоговой нагрузки направлены на изъятие из ряда отраслей денег, которые правительство воспринимает как сверхдоходы. Ранее это была нефтянка, теперь - металлургия и химическая отрасль. Но даже если это действительно были сверхдоходы, нужно готовиться к тому, что покрыть фискальные издержки работодатель может попытаться за счет традиционной экономии на фонде оплаты труда. Такой путь не новый, аргументация привычная: кризис; доходы падают; налоги растут; либо сокращаем рабочие места - либо сокращаем зарплаты. При этом пандемия ограничивает возможности профсоюзных структур в отношении публичных акций. Ограничивает, но не исключает.
С другой стороны, возможно, именно сейчас имеет смысл ставить вопросы о полноценном, а не совещательном присутствии представителей работников в советах директоров, а также о снятии законодательных ограничений в части коммерческой тайны. Сейчас получить сведения о реальном состоянии предприятия, обсудить их публично - мягко говоря, затруднительно. Но какая может быть “коммерческая тайна”, если коммерции наступают, извините, кранты?! Так что если уж обсуждать перспективы экономики, отрасли, предприятия - то давайте с открытыми картами, о чем нам и имеет смысл говорить.
Конечно, власть может снова начать “старую песню о главном”, что-де современная экономика предполагает закрытость такой информации и огромные выплаты менеджменту, владельцам дивидендов. Мы все это слышали. Но эти песни банально приведут к росту и безработицы, и бедности. Какое уж там “восстановление доходов в 2021 году”…
Если же государство не может снизить бедность самостоятельно, то - верните профсоюзам право на легальную забастовку, которое сейчас ограничено неисполнимыми бюрократическими процедурами. Как говорят либералы, не можете дать рыбу - дайте удочку. В смысле, дубинку против тех работодателей, которые будут пытаться искать выход за счет работника. Потому что если не давать ни рыбу, ни удочку, дело закончится булыжником. Который, как известно, оружие Сами-Знаете-Кого.
Вначале я сказал, что не завидую работающим в правительстве. Подкорректирую формулировку. Дело в том, что и раньше перед правительствами ставились серьезные задачи. Например, введение новых систем оплаты труда. Например, оптимизация здравоохранения. Это я уж не говорю о росте доходов граждан и борьбе с бедностью. Часть этих задач с блеском решена - что касается НСОТ и медицины (про доходы и бедность - умолчим). Правда, через несколько лет выяснилось, что НСОТ ведет к огромной дифференциации доходов в отраслях, а оптимизированная медицина “не справляется”. Но эти недостатки свалились на голову уже следующего правительства. А предыдущее разошлось. И не на паперть, а на вполне достойные места в смысле доходов. Завершив этим свою, так сказать, борьбу за свой “достойный труд”. Поэтому и про действующий состав правительства в обычной ситуации можно сказать “не завидую”. Но и не переживаю за их будущее. Даже если не справятся - такую жизнь, как говорится, дай бог каждому.
Но сейчас ситуация необычная. И финал может быть необычным. Или обычным - как посмотреть.