Экспертный институт социальных исследований недавно начал конкурс. Этот институт - один из основных интеллектуально-организационных инструментов, который работает на руководство государства. А поскольку соорганизаторами конкурса выступают АНО “Россия - страна возможностей” и Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, то нужно сделать вывод, что конкурс серьезный. Называется он Конкурсом социальных архитекторов (желающие могут почитать на сайте по адресу: социальныеархитекторы.рф).
Поскольку термин “социальный архитектор” не очень распространен, вот что имеют в виду организаторы: “Социальные архитекторы - это профессионалы, которые занимаются проектированием и реализацией социальных практик и инициатив, направленных на решение актуальных общественных задач. В контексте понятия социальной архитектуры они выступают как посредники и организаторы, способствующие созданию эффективных коммуникаций между различными социальными группами, институтами и государственными структурами”.
Соответственно, для участия в конкурсе нужно до 11 февраля зарегистрироваться, потом написать эссе о своих “социальных практиках” и далее пройти дистанционный этап оценки и очный финал. Победители получают грант для обучения в Мастерской управления “Сенеж”.
К чему я все это рекламирую и как все это относится к профсоюзам?
Не секрет, что уже достаточно давно государство пытается вырастить новых управленцев в сфере государственного строительства. Тут и разные программы в академии госслужбы, и “школа губернаторов”, где, по слухам, люди со скал прыгали и под танки ложились по доброй воле, чтобы подтвердить свою решимость и непоколебимость (опять-таки - по слухам!). Точно так же ранее, еще в начале 2000-х годов, стали заниматься молодежью. Это я про движения “Идущие вместе”, “Вместе” и т.д. Опыт молодежных движений я склонен охарактеризовать как скорее отрицательный. Собственно, подтверждение тому - недавние интервью их прежнего лидера, Василия Якеменко, который в жанре циничной откровенности говорит о прежней своей деятельности как о средстве заработка и, извините, средстве доступа к женщинам. Конечно, через молодежные движения прокачали тогда много людей (и денег, вероятно), но в момент политического кризиса 2011 - 2012 годов все они “не сыграли”. Именно поэтому затем начали централизованно выращивать политологов, технократов, управленцев, волонтеров, а вот теперь - и “социальных архитекторов”.
Конечно, интересно принять в этом конкурсе участие. Как минимум для того, чтобы сравнить свой опыт и навыки с другими. Но вот какая история…
В положении о конкурсе приводятся примеры этой социальной архитектуры: “Организация общественных слушаний; Проекты инициативного бюджетирования; Развитие территориального общественного самоуправления; Работа с участниками СВО и членами их семей; Экологическая проблематика; Работа с молодежью; Патриотическое воспитание; Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений; Продвижение традиционных ценностей; Популяризация здорового образа жизни; Развитие механизмов обратной связи; Просветительская деятельность”.
Я прочитал, задумался и понял, что это все - деятельность, которой профсоюзы занимаются наряду или вместе со своими традиционными занятиями трудовыми отношениями. То есть мы с вами пусть и в разной степени эффективные - но уже и есть социальные архитекторы. У писателя Мольера в пьесе “Мещанин во дворянстве” был персонаж - господин Журден, для которого стало открытием узнать, что он всю свою жизнь говорил прозой. Вот так и мы не знали до недавнего времени, что профсоюзная деятельность - это еще и социальная архитектура. Впрочем, несколько лет назад мы открыли, что профсоюзные активисты - это заодно, по сути, и волонтеры, которые не только добровольно занимаются общественной работой, но еще и платят за это членские взносы.
Ну что ж, побудем архитекторами (слава богу, не вольными каменщиками).
А в конкурсе поучаствуйте. Будет интересно.