Экономические потрясения в Америке больше, чем в других странах, проявляются в росте смертности среди граждан трудоспособного возраста. Об этом свидетельствуют новые данные научных исследований.
По статистике, в течение многих десятилетий американские рабочие с низкой квалификацией, без высшего образования, больше других граждан страдали в финансовом отношении. А по данным исследования, проведенного Анной Кейс и Ангусом Дитоном (2015), влияние экономических кризисов может быть смертельно опасным.
С 1920-х по 1998 год смертность среди белых американцев среднего возраста снижалась примерно на 2% в год. Но между 1999 и 2013 годами она, наоборот, выросла. И этот разворот поражает тем, что в Европе в целом смертность людей в среднем возрасте, как и раньше, продолжала падать на те же 2% ежегодно. Так, белые американцы среднего возраста в 2013 году умирали в два раза чаще таких же по возрасту шведских граждан всех рас. Главные ухудшающие статистику факторы - самоубийства, передозировка наркотиков, злоупотребление алкоголем.
В обновленных исследованиях “смертности от безысходности”, опубликованных в марте в Брукингском институте, ученые отмечают, что в 2014 и в 2015 годах тенденция к росту смертности трудоспособных белых жителей США сохранилась, что сокращает показатель продолжительности жизни населения. Эта тенденция отмечена почти в каждом штате.
Рост смертности - обратная сторона падения доходов. Уровень доходов работников, по американской статистике, рос в 1990-х годах, а с 2000-х постепенно опустился до показателей начала периода роста. Снижение среднего душевого дохода в домохозяйствах граждан белой расы в возрасте от 50 до 54 лет, как в зеркале, отражается в показателе смертности.
Но разделите людей по образованию - и отражение исчезает. Хотя уровень дохода выпускников колледжей двигался по той же траектории, смертность в этой группе трудоспособных граждан снижается.
Почему так страдают белые американцы? Предполагается, что это связано с влиянием на их психику ряда социально-экономических факторов. Прежде всего экономический кризис, в результате которого низкоквалифицированные работники (особенно в обрабатывающей промышленности) имеют падение зарплат и весьма смутную перспективу занятости. Свою лепту вносит и технический прогресс, и перемещение рабочих мест в другие страны под влиянием глобализации.
Важно видеть и социальные изменения, которые снижают устойчивость людей к экономическим неурядицам: потеря социального статуса из-за невостребованности на рынке труда, распад семьи, круга общения. Все это, конечно, добавляет личной свободы, но и увеличивает личную же ответственность за успехи и поражения, а также способствует появлению чувства беспомощности и отчаяния, когда что-то идет не так, как хотелось.
Малообразованные белые американцы видят все больше разочаровывающих жизненных аспектов, что нередко приводит к депрессии, подталкивает к наркотикам, алкоголю. Положение усугубляется легкой доступностью опиоидных анальгетиков: смертность от опиоидов с 2002 по 2015 год выросла более чем вдвое, и главным образом в Северной Америке. Еще есть свободный доступ к оружию, которое используется почти в половине случаев самоубийств. Но хотя эти факторы, как и доступность алкоголя, убивающего многих впавших в отчаяние, повышают смертность, они не могут объяснить общее снижение продолжительности жизни белых американцев.
Вместе с тем, несмотря на то, что у афро- и латиноамериканцев доходы снижаются аналогично, смертность “от безысходности” среди этих групп населения гораздо ниже. Причем эти группы сталкиваются с худшими, чем у белых, экономическими условиями. Хотя возможно, что изначально более низкие социальные ожидания позволяют сохранять надежду на какое-то улучшение.
Исследователи, однако, пока не в состоянии объяснить, почему социальная неустроенность так резко проявляется именно в Америке. Здесь произошло масштабное сокращение рабочих мест на производстве, а социальная ткань (вертикальные и горизонтальные связи между людьми в обществе. - Прим. ред.) истерлась до дыр. В других англоязычных странах - Австралии, Великобритании, Канаде и Ирландии - смертность “от отчаяния” повысилась, но не настолько, как в США. Нужны еще исследования, чтобы выяснить, что происходит, но уже видно, что именно американцы оказались особенно уязвимы.
Фактором, способствующим появлению чувства безысходности у небогатых американцев, может быть отсутствие эффективной социальной защиты, особенно в сфере здравоохранения.
До того как по программе ObamaCarе начали расширять финансирование медуслуг для бедных, в некоторых штатах вообще отсутствовали источники покрытия медицинских страховок для трудоспособных, которые не имеют на иждивении несовершеннолетних. Да и сегодня в 19 штатах по-прежнему не произошло расширения Medicaid (госпрограмма медпомощи нуждающимся. - Прим. ред.). Только в штате Висконсин такие программы охватывают всех нуждающихся, включая бездетных.
Отсутствие медицинского страхования, когда у людей нет денег, чтобы лечиться, очевидно сказывается на смертности. В то же время исследования в штате Орегон обнаружили, что доступность Medicaid снижает уровень депрессии на треть.
Получается интересная картина: попытка государства регулировать систему соцзащиты и медицинского обеспечения рыночными механизмами способствует развитию отчаяния, депрессий и росту смертности взрослого населения.
В этом плане вполне закономерно поставить вопрос и для нашей политики: имеет ли смысл идти путем, показавшим свою неэффективность? Может, стоит вернуться от псевдостраховых принципов в системе медицинского обеспечения к принципам бюджетного финансирования? А вы- свободившиеся деньги направить на прямые задачи: на закупку лекарств, оборудования, на ремонт медучреждений, на зарплаты медикам?..
В широком смысле эффективное социальное страхование, по мнению исследователей, в США также отсутствует. Помощь, оказываемая теряющим работу, мизерна по сравнению с потерями доходов на протяжении всей жизни. В процентах от ВВП Америка тратит на расходы, связанные с подготовкой рабочих кадров, лишь 1/5 от средних социальных расходов в странах, входящих в клуб ОЭСР. И лишь четверть от среднего уровня в ОЭСР - на финансовую помощь безработным.
По мнению исследователей, американцы, похоже, не имеют возможности финансировать свои индивидуальные программы социального страхования. 46% опрошенных говорят, что не могут покрыть непредвиденные расходы в 400 долларов и должны будут продать что-то или взять взаймы, чтобы их оплатить…
Одним из путей уменьшения отчаяния среди взрослых американцев может быть, как ни парадоксально это звучит, сдерживание карьерных и социальных устремлений в будущих поколениях людей с низкой квалификацией. Но для этого надо отказаться от истории “американской мечты”. Действительно, уже сейчас некоторые из безработных молодых людей, кажется, довольствуются свободным временем, тратя его большей частью на видеоигры, и не стремятся прилагать усилия для изменения своего социально-экономического положения.
Можно говорить о формировании нового вызова для молодых: работа перестает приносить экономическую самостоятельность и уверенность в будущем, отсутствие стимулов к развитию карьеры формирует пассивный патернализм, и все это приводит к росту смертности от депрессий.
Томас Мальтус, автор теории превышения возможности Земли давать столько пищи, сколько требуется растущему в геометрической прогрессии человечеству, был, конечно, неправ. Но он и предположить не мог, что капиталистические принципы распределения доходов в итоге “естественно” ограничат рост населения в благополучных странах. В тех странах, где для огромного числа работников нет уверенности в завтрашнем дне и где на этом фоне растет смертность.