Казалось бы, парадокс: россияне, на дух не переносящие перемен, всегда ждут Нового года как чуда. Откладывают на подарки, дают себе невыполнимые обещания, нервно втихаря ковыряют припасенные к празднику мандаринки. (Тезис же о недоверии к переменам пусть оспаривают, например, оппоненты нашего бесконечно переизбираемого президента.) Но никакого парадокса тут на самом деле нет. Просто мы знаем: в следующем году не изменится ровным счетом ничего. И в мешке с подарками - не коты Шрёдингера, и Дед Мороз - не буревестник, и даже в чудном запахе свежесрубленной елки можно различить нафталиновую нотку. Мы чтим ритуал. Как встретишь, так и проведешь. А встретишь так же, как много лет уже - коллективным лицом в салат (даже если сам лично не пьешь). Как выражается певец Шнуров, “за окном век 21-й, а так - ничего нового”. А мы знаем, что выражаться он мастер.
Нет, сенсации районного масштаба, конечно, случаются. Но это субстанция эфемерная, “бабочная”, так сказать. Вот например. На сайте Госдумы выложили новый законопроект - куда ж в Новый год без нового законопроекта. Трое парламентариев предлагают еще один повод штрафовать россиян: за оскорбление чиновников в интернете. Приравнять таковое к мелкому хулиганству и наказывать рублем (от тысячи до пяти) или арестом до 15 суток. И сдается, что первыми жертвами станут комментаторы как раз этой вот инициативы. Хотя, с другой стороны, члены парламента формально чиновниками не являются... Но не будем подстрекать. В общем, новость? Ну да. Есть ли в ней что-то новое? Нет: законом об “оскорблении величия” нас не удивишь. Будь то засиженный мухами портрет императора, будь то критика советского строя. К слову, оскорбление человека в России и так наказуемо. И обойтись без новой инициативы вполне можно. А вот без ее авторов - увы, нет.
Ответ на вопрос “почему?” дал в своей статье для журнала “Закон” премьер Медведев. Цитата: “Признавая и защищая права человека, российская Конституция устанавливает пределы притязаний на защиту таких прав, не признавая правами те, которые явно входят в конфликт с ценностями, традиционными для российского общества. Тем самым сама идея прав человека... обозначает особый, оригинальный и нестандартный подход к [их] восприятию”. С премьерского на русский это значит знакомое нам “закон что дышло” и “если нельзя, но очень хочется, то можно”. Это оригинальный не подход даже, а, скорее, подкоп под права человека. И если твое право возмутиться колдобиной на дороге противоречит такой традиционной и непреходящей ценности, как спокойствие начальника автодорхоза, то и черт бы с этим правом. И с колдобиной, да и с тобой заодно. Но признайте же: премьер просто (и смело, кстати) назвал вещи своими именами. Спасибо, конечно, но ведь снова - ничего нового...
Да где ж его, это новое, искать-то, черт его дери! Поищем же там, где модно. В “инновациях”. Одну такую показал канал “Россия 24” в сюжете с Всероссийского форума “ПроеКТОриЯ”. Там, говорит репортер, можно “посмотреть на самых современных роботов”. А одного уже даже “научили танцевать, причем весьма неплохо”. Робот по имени Борис действительно появляется на экране: на вид - красивая пляшущая антропоморфная железяка. Еще и разговаривает: сообщил, что шарит в математике, но хочет еще и рыбку съесть. Ну, рисовать научиться. Наш человек!
Кстати, именно что человеком Борис и оказался - в костюме робота. Как иные - в костюме Чебурашки или хот-дога. Телеканалу пришлось отреагировать на разоблачение: мол, мы пошутили, а вы, дурачье, не поняли. Тьфу на вас. Как бы то ни было, а поживем мы пока без роботов. Вот видите, ничего страшного. И - нового: потемкинские деревни и роботы - наша традиция. Кстати, до прошлого года тот форум назывался “Будущие интеллектуальные лидеры России”. Вот и пришли.
Все это, однако, не означает, что у нас нет будущего. Просто время будет течь незаметно, от оливье к оливье. Как мы и привыкли, как нам и надо. Да, так нам, пожалуй, и надо. Беспросветным обывателям, то есть. А что до вас - сильных, энергичных, умных и справедливых профсоюзных активистов, - вас перемены как раз и ожидают. Потому что застой не в вашей природе, а делать жизнь лучше поводов кругом навалом. Так что давай-ка, навались - и в новый год! Твердой хозяйской, профсоюзной походкой. Со свежей “Солидарностью” под мышкой...