В Новый год известный врач затеял дискуссию о вреде коммерческой медицины. Тезис: перенос акцентов на платные услуги - следствие воровской оптимизации. Теоретически я согласен. Но опыт мешает занять прямолинейную позицию типа “ура - долой”. Вот возник элементарный вопрос к отоларингологу. А под окном не просто государственная поликлиника - целый ДКЦ из нескольких корпусов. Запись к ЛОРу вроде как прямая. Захожу в регистратуру: извините, только через терапевта. Потом понял почему. Врачей два (на огромный район), реально работает один, и то редко. Зато коммерческая клиника (не называю, чтобы не заподозрили в рекламе) записывает, невзирая на праздники, проблема решается за пять минут, потом кандидат наук еще рассказывает мне о последних достижениях в своей области.
Конечно, за деньги. Но альтернатива-то не бесплатная, а просто никакая.
Принято считать, что в разных странах сейчас работают три модели здравоохранения: государственное, страховое, коммерческое. На мой взгляд, есть два подхода, привязанных к ответу на основной вопрос медицины: это право или товар? Дальше они комбинируются применительно к местным условиям.
А как же страховая модель? Маркс учил различать за юридической формой содержание, т.е. политэкономию. Если медстрахование обязательно, как в РФ, то это налог. Страховые компании под крылом двуглавого орла его успешно осваивают. Сомневаюсь, что у них есть какие-то другие функции (вы слышали, чтобы страховщик возражал против назначения фуфлоферонов?) А если полисы приобретаются на свободном рынке, как в США, это платная медицина. Хотя тамошняя коммерция специфическая: с сегрегацией. Некоторые американцы действительно сами платят за лечение, за других платит государство, т.е. первые спонсируют вторых, и не обязательно они богаче и здоровее, просто тамошняя геральдическая птица так распределила свои симпатии.
Для помощи всякому, кто в ней нуждается, нужен экономический ресурс, а чтобы его привлечь со стороны - мотив. Открывая первую государственную больницу в Дамаске, халиф аль-Валид ибн Абд аль-Малик исполнял долг перед Аллахом. Так же мыслили христианские монахи. Углубляясь в историю, мы обнаружим бесплатный прием у древнегреческих асклепиадов, отчасти жрецов, отчасти врачей. Но на тогдашнем - доиндустриальном - уровне развития идеал доброго Айболита мог быть реализован только в отдельном богатом дворе.
Всеобщее, равное и бесплатное (за счет бюджета) здравоохранение появилось в нашей стране, что может быть предметом национальной гордости наряду с Победой 1945 г. и первым полетом в космос. “Система Н.А. Семашко” названа в честь ленинского наркома здравоохранения, одного из тех революционных романтиков, которым господа до сих пор не могут простить равенства с холопами. Романтика оказалась вполне реалистичной, а система - эффективной, не зря ее потом заимствовали многие государства, не обязательно друзья СССР (например, Великобритания).
Но я застал наследие Семашко в упадке, объем работы в медучреждениях год от года возрастал при стабильно мизерной зарплате, отсюда разрушительные паллиативы типа “медсестра на полторы ставки + полставки за санитарку” и прогрессирующее отставание по качеству. Говорят, виновато тогдашнее руководство. Но примерно то же происходит с бесплатной медициной и в других странах, где раньше, где позже. Вот новости из Лондона: “Протесты британских медсестер…” - всё узнаваемо до деталей.
Полагаю, роковую роль сыграло совпадение двух объективных факторов: 1. Изменение структуры заболеваемости на фоне общего постарения населения, обремененного хроническими недугами, + 2. Среди этого населения стало намного меньше тех, кто готов (и способен) к тяжелому, ответственному и зачастую грязному труду, каковым является труд в медицине. Легко проверить на себе. Куда вы предпочли бы отправить родную дочь: в медицинское учи… сорри, колледж - или на какой-нибудь факультет креативных арт-технологий?
Так что же, мы обречены выбирать между дорогим и плохим, сползающим в никакое? Думаю, выход есть, но он требует принципиального перераспределения ресурсов, т.е. другого общественного строя.
А вы его хотите - другой строй?