Тут на днях ученый предупредил, что недолго человечеству осталось. Как только появится общий искусственный интеллект, превосходящий человеческий, так и не будет больше у человечества будущего, заявил профессор Университета Луисвилля Роман Ямпольский.
Услышав это, где-то загрустил любимый футуролог Google Рэй Курцвейл. Как, вы не помните? Несколько лет назад большое сердце передовой общественности замерло, когда Курцвейл предсказал наступление “технологической сингулярности” к 2045 году. Если говорить совсем простыми словами, “технологическая сингулярность” означает, что после того, как ИИ превзойдет по своим способностям человечество, он продолжит развиваться, и последствия этого развития, равно как и будущее человечества, будут непредсказуемы. То есть футурологи развели руками и сказали “мы не знаем, что будет дальше”.
А помните, прогноз аналитического центра The Breakthrough National Centre for Climate Restoration? Тоже недавний. В их сценарии человечеству настанет каюк к 2050 году. И никакого ИИ не надо, случится страшное глобальное потепление.
Значит ли это, что все эти прогнозы беспочвенны? Нет, конечно.
Но я вспомнил (нет, сам не присутствовал, но читал не раз), как ответственные европейские чиновники и высокопрофессиональные врачи вполне серьезно предупреждали о смертельной опасности паровозов. Движение на скорости свыше 40 км в час неминуемо должно было привести к безумию. А для женщин последствия были бы и вовсе катастрофическими: организм не выдержит, и матка вылетит. Также в Англии сочли, что паровозы уничтожат все живое на своем пути. Включая коров и бабочек.
Как известно, европейские женщины в поездах все же поехали и успешно нарожали детей, многие из которых потом погибли в двух мировых войнах. За пару лет до первой из них газеты пестрели статьями о наступающей эре всеобщего мира и благоденствия.
Затем случилась холодная война, и появилась новая страшная угроза - неминуемая атомная бомбардировка. В Штатах еще и совмещенная с НЛО-истерией. Этот период, кстати, отлично показан в сериале “Проект “Синяя книга”. В котором есть отличный эпизод: главный герой, ученый, возвращается из поездки домой и видит на лужайке рядом с домом странное шаткое сооружение. На недоуменный вопрос, а что это, жена гордо отвечает: сборное убежище на случай атомной бомбардировки русскими. Герой - человек умный. Молчит.
Знаете, читаю я эти “предупреждения ученого” и вспоминаю, как в 90-х довелось послушать грамотного и циничного рекламщика и маркетолога. Как говорится, прямо с родины маркетинга. Главная его установка - лучше всего продают секс и страх.
Причем страх продает лучше, чем секс.
Забавно, что каждое прорывное открытие вызывает в обществе ужас. Получается, раз за разом человечество бездумно готовит себе погибель? Играет в русскую рулетку?
Или дело в том, что такая шумиха и ужас могут быть крайне выгодны?
Кому?
И я (я фантаст, мне можно) отчетливо вижу: в тихом кабинете, обставленном неброско, но так, что любой почувствует ауру старых денег, люди в неброских, пошитых на заказ костюмах обсуждают очередную кандидатуру на истребителя человечества.
Обсудили - и заработали на полную мощность высокооплачиваемые интеллектуалы на грантах, научные центры на корпоративном финансировании, профессиональные пиарщики и разработчики рекомендательных алгоритмов соцсетей...
В принципе, ничего неожиданного и страшного в этом нет. Так работает капитализм, он иначе не умеет.
Плохо, что, увлекшись массовыми пугалками и охотой на сказочных чудовищ под кроватью (вспомним, первый министр обороны США Джеймс Форрестол выбросился из окна с криком “русские идут”), можно проспать вполне реальные угрозы.
Кроме того, мне, как члену профсоюза, очень не хочется, чтобы в выигрыше остались исключительно “социальные партнеры” в дорогих костюмах.
Может, лучший покупатель - испуганный покупатель, но совершенно точно, что испуганный работник - плохой работник.
А хочется работать хорошо и жить спокойно. Даже в 2045 году.
Интересно же посмотреть на сингулярность.