Продолжение. Начало в “Солидарности” №№ 3, 4, 6, 7, 8, 2019
Рано или поздно “предпредвыборный” период заканчивается, и вы официально станете кандидатом в депутаты. С кандидатским удостоверением вы получаете и право агитировать. Хотя вы уже занимались агитацией, лучше, если об этом никто не узнает.Одна из форм агитационной работы - встречи на производстве. Еще недавно во время этих встреч можно было пообщаться с большинством избирателей. Только чем дальше, тем больше традиционные встречи в трудовых коллективах теряют актуальность. Как и сами коллективы. Порою в огромном избирательном округе нет ни производства, ни школы, ни почты, ни детского сада. Профлидеры знают об этом лучше других.
Но угроблено еще не все, и ряд встреч на производстве провести необходимо. Ранее мы говорили, что, накидывая на округ “сеть”, следует отдельно уделять внимание работодателям. В идеале - за “предпредвыборный” период наладить с ними контакты, чтобы организация встречи с коллективом не вызвала затруднений. Но идеал не всегда достижим. Останутся организации, куда вы впервые придете только в избирательную кампанию. Не страшно. В “предпредвыборный” период надо постоянно искать повод для встреч, а в предвыборный - он появляется сам. Каждый кандидат имеет право донести до избирателя свою позицию: смело звоните любому директору, добивайтесь встречи с работниками.
Как проводить мероприятие в незнакомом трудовом коллективе? И вы их видите впервые, и они вас. Хотя, возможно, читали о вас в газете, видели по ТВ, слышали о вашем общественном движении или хотя бы вашу фамилию. Расскажу для примера о том, как я, человек совсем далекий от сельского хозяйства, встречался с коллективом Кукуевской птицефабрики.
Надо помнить, что выборы проходят в сентябре, а потому явка - 20 - 25%. То есть из четырех-пяти собравшихся людей необходим один. Его, а точнее - их, и надо выявить в ходе встречи. И не обращать внимания на активно недовольных - плохими дорогами, низкой зарплатой, воровской властью… На выборы такие обиженные все равно не ходят. И пусть низкая явка - плохо: ваша задача - победить в тех условиях, которые есть. Не надо агитировать тех, кто не собирается идти на выборы. Не надо переубеждать разуверившихся. Если, конечно, перед вами не стоит цель возродить в них веру в прекрасное.
Нужно выявить тех, кто в ходе встречи понял вас, поверил и согласен с вами. После надо отдельно поговорить с ними, возможно, даже записать их имена и телефоны. Возьмите на встречу побольше буклетов. Пусть их многие выкинут, но до нужных адресатов они дойдут. Каждому присутствующему вручайте листовку персонально в руки! Должен быть хотя бы один личный контакт. В конце концов, надо просто уважить человека личным вниманием.
В чем ехать на встречу? Как одеваться? Ни в коем случае не старайтесь выглядеть проще. Нужен костюм, хотя бы пиджак. Пусть избиратель видит, что приехал начальник, будущий депутат, а не селянин из соседней деревни. Должна быть дистанция. “Начальстволюбие”, о котором 150 лет назад говорил Салтыков-Щедрин, не испарилось.
Не забывайте, что электорат не равен кандидату, и пусть люди это интуитивно чувствуют. Вам надо быть умеренно выше их. Умеренно. Но выше. Такова спе- цифика глубинки. Нужно быть Депутатом (даже если вы еще не избрались) и говорить умно, но понятно. И не переборщите с одеждой. Слишком с иголочки, надушенным и напомаженным выглядеть не надо - дистанция станет слишком велика. А вы должны ее чувствовать, сами.
…Подъезжали к птицефабрике. Запах - за километр. Контора вынесена за периметр производства. Зашли к директору. Это был старичок, сходящий с ума по своим курицам и на работе, и дома. Говорят, когда еще легендарный губернатор 90-х вывез отряд директоров за рубеж для налаживания бизнес-связей с развитым капиталистическим миром, этот директор то и дело клянчил у всех тогда еще диковинный мобильник (своего не было) и звонил. То на работу, то домой. Из разных стран доносился его голос: “Мать, ты курям корму дала?” Он был своеобразным руководителем.
- Людей соберем в их перерыв, - сказал он. - Но я вне политики. Агитировать ни за вас, ни за кого другого не буду. Я - член КПСС с 1967 года и останусь им. Многие кандидаты у нас уже были. На следующей неделе при- едет из ЛДПР. Мы никому не отказываем, а люди выбор сделают сами. А у вас не больше 20 минут: от работы людей отвлекать не дам, а до цеха вам еще ехать…
Выслушав напутствие директора, я стал повторять короткий вариант предвыборной речи - времени дано было мало. Важный момент - быть готовым как к длительной, так и к короткой встрече, потому что не предугадаете, сколько продлится собрание. Бывает, договариваетесь о получасе, а приезжаете на собрание - времени оказывается лишь 10 минут. Или наоборот. А ведь надо сказать многое - о себе, о сделанном и предстоящем. Держите в голове несколько вариантов - короткий, средний и длинный, чтобы при любом количестве времени быть готовым к выступлению, слегка корректируя его в зависимости от специфики слушателей.
…Машина пересекла проходную, и тут раздался вой сирены. Сзади показался автомобиль. Обогнав, он перегородил дорогу: охране не понравилось, что я въехал на территорию. Подошел крупный дядя с огнестрельным оружием: “Всем выйти из машины! Полный досмотр”. - “Да не нужны нам ваши яйца! - не удержался я. - Чего мы вообще можем у вас украсть?” - “Я тебе покажу! Яйца!” - неистовствовал охранник. Конечно, ничего в машине не нашли. Но до цеха убоя (как названьице?) пришлось идти пешком. Наверное, побоялись, что украду какую-либо ценную несушку.
Я не без причин считаю себя закаленным в профсоюзных и политических боях, и меня трудно удивить. Но когда у входа разглядел на доске почета надпись “Передовики производства убойного цеха”, в голове стали складываться ужасные картинки…
На собрании меня ожидали с полсотни немолодых женщин. Запах цеха бил прямой наводкой в мозг, мутилось в глазах. Зачем я сюда приехал? Я больше не смогу есть курятину… И зачем мне эти тетки? Из них голосовать придет человек десять… Но я собрался. Представил, что голосов именно этих десяти женщин мне не хватает до победы, и начал - громким, стальным голосом. Это важный момент, пусть избиратель почувствует сталь в голосе кандидата в депутаты. Голос должен быть громким, зычным и излучать мою уверенность в себе и своих силах. Иное может быть принято за слабость, что окажется чудовищной ошибкой.
- Здравствуйте, товарищи! Не знаю, как вам, а мне слово “товарищи” и ближе, и теплее. А господа, как мы знаем, все давно в Париже! - обращение “товарищи” уместно в возрастной, тем более в пожилой аудитории. Для затравки разговора и расположения к себе такое начало подойдет.
Поскольку вы баллотируетесь впервые, то с вас не будет спроса, как с действующего депутата. Вам надо показать знание округа, его проблем и главное - видение их решения. Чтоб не осталось сомнения, что этот “неместный” знает больше любого местного.
Если ваше общественное движение (или профсоюз) имеет достижения на данной территории, обязательно расскажите о них. Да прибавьте, что вы и без властных рычагов добиваетесь многого, а если дать вам силу депутатского мандата!.. Хорошо, если среди аудитории найдется знакомый вам человек. Можно апеллировать к нему: “Мы с Верой Петровной за чашкой чая обсуждали эту проблему!” И как можно чаще произносите слово “наши”: “наши дети”, “наши старики” и так далее.
Если вы, допустим, председатель обкома, значит, вам открыты двери в кабинеты региональных чиновников не последнего уровня. Обязательно надо показать, что вы - человек со связями. Со всеми замами губернатора на короткой ноге. Да и сам глава региона никогда не отказывается помочь. Надо показать умеренную близость к руководству региона. Даже если вы в оппозиции. Люди должны видеть в вас лоббиста, который способен выбить из власти деньги и перетянуть бюджетное одеяло на свой округ. Покажите, что вы вхожи во все кабинеты, в том числе губернаторский. Но в то же время вы можете и резко, так сказать, ребром поставить вопрос перед начальством, если нужно отстаивать интересы земляков: “Я человек непростой, ершистый, могу и кулаком по столу постучать, чтобы заставить этих чиновников шевелиться!” В общем, вы в постоянной работе с ними. Непростой, но плодотворной. И вы так себя поставили перед региональной властью, что вас уважают, к вам прислушиваются, а может, даже и побаиваются.
И, как бы ни хотелось, старайтесь уйти от обещаний. Конечно, главное - победить, но нежелательно делать это любой ценой. Если наобещаете много, изберетесь и не сможете выполнить, вам обязательно это припомнят, и ваш первый депутатский созыв окажется и последним. В крайнем случае скажите: “Я приложу максимум усилий, чтобы продвинуть вопрос строительства новой школы”. Или: “Я дойду до губернатора, чтобы сообщить ему об этой проблеме!” Депутат ничего не сможет в одиночку. В любом случае ему придется обивать пороги кабинетов исполнительной власти. Не знать этого простительно избирателю, но не вам. Завершайте выступление на подъеме: “У меня есть силы, знание проблем и, главное, желание их решить!”
За то время, что мне было выделено, я успел донести свои мысли. Уже через минуту после начала выцепил пять-шесть лиц, которым явно нравилось или то, что я говорю, или я сам. Неважно. И дальше мое повествование шло только для них. На лица недовольных мною, тем, что я делаю, и тем, что занимаю их перерыв, я старался не смотреть. Они мне были не нужны.
В новых условиях низкой явки традиционные встречи в трудовых коллективах - пакостное занятие. Много выстрелов вхолостую. Но выхода нет: прямой контакт с избирателем предельно важен, тем более когда вы уверены в своем превосходстве. Во второй половине предвыборной кампании вы должны его ощутить.
И я чувствовал, что эти несколько женщин с птицефабрики - мои избиратели. Я видел это в их глазах. В связи с этим еще один совет: во время встречи постоянно смотрите в глаза присутствующим. Вы сразу сможете уловить, кому вы интересны, а кому нет. Обращайте внимание на то, рассматривают ли выданные вами до встречи буклеты. Если кто-то листает их с интересом - это ваша целевая аудитория.
Продолжение следует
Автор этих материалов - молодой профсоюзный лидер - прошел несколько ступеней успешных выборных кампаний. И выигрывал их, обладая не самым высоким профсоюзным статусом, в одном из российских регионов. Сейчас он в профсоюзном движении не работает, но его опыт важен для профлидеров.