Принятую концепцию кампании, подразумевающую, что “много сделано и еще больше предстоит сделать”, о которой мы говорили в прошлой публикации, важно донести до электората правильно. Ведь его нужно убедить в справедливости очень непростого тезиса. А именно, что нынешнюю ситуацию менять не надо и что с текущими проблемами справится действующий депутат.
Продолжение. Начало в “Солидарности” №№ 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 23, 25, 27, 28, 2019
Конкуренты будут говорить о том, что всё плохо и положение требует перемен, но перед вами задача серьезнее. Для ее успешного решения особое значение имеют агитационные материалы. Сколь бы старомодными ни казались буклеты и билборды, от этих носителей не уйти. Они не бесполезны, надо лишь наполнить их правильным содержанием.
Мой первый агитбуклет был полон фотографий и тех объектов, которые появились за пять лет в нашем районе, и моей персоны. Надо же было показать “землякам”, кто все это сделал! Я всегда уделял значительное внимание именно изображению и не понимал агитации, состоящей сплошь из текста. Буклет без фото, оживляющих материал, может прочитать от начала до конца только очень заинтересованный избиратель. А таковых немного. Большинство, получив в руки пропаганду, посмотрит картинки да пробежит по заголовкам, напечатанным крупным шрифтом. Читать остальное будут единицы. Так что здесь главное - фото, цифры и лозунги, легко воспринимаемые избирателем.
На одной из фотографий была установка детских игровых комплексов в дошкольных учреждениях Кукуева. Родительский комитет под моим руководством орудовал лопатами, а я в рубашке Strellson отчаянно размахивал руками, раздавал команды и тоже держал лопату. Конечно, я не копнул ею ни разу, а только заехал на минуту на мероприятие, чтобы запечатлеть себя орудующим на благо “наших” детей. Рядом с эти снимком - второй, на котором счастливые детсадовцы оседлали качели, горки и карусели. А к картинкам цифра: сколько миллионов потрачено из областного бюджета на детскую радость. В данном случае лаконичность - пара фоток и одна цифра - намного лучше длинной текстовки, так как избиратель усваивает эту информацию мгновенно. Даже если улыбнется скептически: “Эка невидаль, вкопал качели и гордится!” - факт он впитает тут же.
Большое значение в своей кампании я придавал строящемуся детскому саду. Дело в том, что в тот период были колоссальные трудности с местами в дошкольных учреждениях. Некоторые дети не могли попасть в детсад до 5 - 6 лет. Кукуево было в числе райцентров с самой большой подобной проблемой. О ней знали и региональный министр образования, и замгубернатора по социальным вопросам, и сам губернатор. За год до выборов детский сад в центре Кукуева начал строиться. Изначально его предполагалось ввести в строй к 1 сентября, то есть за неделю до выборов. Но уже задолго до того стало ясно, что не получится: выигравший конкурс подрядчик куда-то “слился”, так и не приступив к работе. Нужно было заново заключать госконтракт, то есть тратить время. Ускоренных механизмов нет, таковы издержки законодательства. Меня этот факт поначалу опечалил, ведь ложка хороша к обеду, а новый детский сад - к выборам. Но удалось превратить минус в плюс.
Из строящегося объекта я сделал почти реалити-шоу с собой в главной роли. В течение трех месяцев перед выборами устраивал почти еженедельные инспекции стройки, хотя не имел на то никаких полномочий. Ведь я - не застройщик, не заказчик, никто. Но ходил по всем помещениям, по подвалу, залезал на крышу, раздавал указания, ничего не смысля в строительном деле. Конечно, подрядчика мои частые визиты держали в тонусе и мотивировали на работу, но главное было не в этом. А, опять же, в фотографиях. После каждой такой инспекции в газете появлялся депутатский отчет в том, как идет стройка для “наших” малышей. Нескромно? Очень. Но “скромняги” выборы не выигрывают.
Благодаря этим публикациям я добился, во-первых, привязки себя к этому объекту и надежде многих мам и бабушек на счастливое детство их детей и внуков. А во-вторых, недвусмысленно показал, что вот оно - заложенное сегодня, готовое превратиться в прекрасное завтра. Это было важнейшим посылом всей кампании: мол, то ли еще будет! Дома, детсад и карусели - только начало: поезд уже разогнался, и скоро мы въедем в новую, комфортную жизнь! Только проголосуйте правильно. Это - два столпа любых оборонительных выборов. Тезис, звучащий как будто комично: многое сделано, а еще больше предстоит сделать. Дело за малым: найти нужные слова, чтоб донести это до избирателя.
Два моста, школа, детский сад и игровые комплексы, новые дома, оборудование и прочее - все было в моем первом буклете. И финальный аккорд: “За последние пять лет в Кукуевский район поступило из областного бюджета 8 миллиардов рублей”. Это был контрольный. В голову. Глядя на эту цифру, наивный избиратель почесывал котелок, не будучи в состоянии переварить данную информацию. Он не был в курсе ни всех бюджетных передвижений различных уровней, ни того, что цифры - прекрасная штука для манипуляций. А ведь что только не было включено в нее! Пожалуй, этот ход был наиболее циничным за все мои выборы. “Побольше наглости, людям это нравится!” - говорил самый обаятельный мошенник в мире. Главное же - в том, что лжи в этой цифре не было. Как-никак, подсчет вела лучший профсоюзный экономист нашего региона. Конечно, моя роль в этих восьми миллиардах была ничтожной, но на войне как на войне. Надо делать то, что соперник не сделает. Избиратель глядел на эту цифру и понимал, что она откуда-то из верхних сфер, запредельно велика, но видел рядом с ней мою фамилию, фото и ассоциировал ее со мной. Этим и создавался нужный эффект. Я и сам был немало удивлен: сколько всего сделано! Да уж, я ценный депутат - неужели еще кто-то сомневается?
Следующий мой буклет, вышедший за три недели до выборов, был объемный, включал в себя по две страничке про все более или менее значимые села и деревни района. В каждом разделе были виды конкретного поселка. Показывалось что сделано именно для него депутатом (самая сложная часть, но, сильно постаравшись, сделать можно). И обязательно - призыв одного-двух уважаемых местных жителей голосовать за данного кандидата, то есть за меня. На подготовку буклета ушел почти месяц. В этом плюс растянутости летней кампании - есть время на грандиозные проекты. Буклет был ориентирован в первую очередь на сельскую местность. Но и в городе живет множество выходцев из деревень района. Им было очень интересно читать про свою родину и искать на фотографиях себя или знакомых.
В этом произведении было 50 страниц. Целая книжка. Когда я принес контрольный экземпляр для уведомления в избирком, председатель комиссии сказал: “Присядь, не торопись, как обычно. Ты же целый опус мне притащил! Надо все проверить, вычитать, посмотреть - все ли ты согласия агитирующих за тебя людей собрал?” Он был прав. Это одна из самых трудоемких операций в производстве агитпродукции. От каждого высказывающегося за вас должно быть письменное на то согласие. Все они, конечно, готовы были подписать такой документ, но невозможно собрать подписи с 70 человек в разных концах района. Пришлось идти на риск и очередное нарушение закона (с устного согласия тех, до кого было невозможно доехать) и подписаться левой рукой. Нарушение? Еще какое! Но ведь процесс не остановишь, и выборы из-за этого не прервешь.
Я раздавал буклет, как полагается, лично в руки каждому пришедшему на встречу. Рассказывал избирателям, как много всего сделано и что еще больше предстоит сделать, и с удовольствием замечал, что буклеты, пестрившие фотографиями и заголовками, внимательно рассматриваются. В районах, подобных Кукуевскому, связь райцентра с селом очень прочная. Коренных кукуевцев мало - все родом из окрестных деревень, либо сами, либо родители. У всех на селе бабушки, дедушки, дома, в крайнем случае просто дачи. А в последнее время возникла еще одна тенденция. Поскольку на материнский капитал можно приобрести в плохом районе Кукуева простенькую хибарку (с удобствами “прямого падения”), то многие молодые семьи из села перебираются в райцентр. Конечно, у них очень высок шанс пополнить ряды кукуевских люмпенов, но суть в другом - в многочисленной прослойке “горожан” в первом поколении, с еще крепкой ментальной связью с деревней. А из буклетов кто-то узнавал, что в клубе его поселка появилось отопление, а кто-то - что директор бывшей его школы просит поддержать мою кандидатуру. Кто-то увидел на фотографии брата, а кто-то - себя.
Фотография в выборном деле - штука незаменимая. Не ленитесь ездить и во все поездки брать фотографа. Стиль походной жизни депутата (как и любого начальника, в том числе профсоюзного) беспроигрышен: ползайте по котельным, надев спецодежду кочегара, влезайте в сапоги и дуйте на ферму или в поле и т.д. Жизнь - в движении, а не в сидении в кабинете в кресле, обитом белой экокожей, с телефонной трубкой и инкрустированной ручкой в руках. Избиратель всё чувствует.
На развороте моего буклета был коллаж из 30 цветных фотографий. Меньше текста, больше цифр и лозунгов - и избиратель поймет вас. Думаю, этот буклет сыграл большую роль в формировании образа депутата всего района, каждой деревни. У конкурентов ничего подобного не было.
Конечно, второй буклет с множеством наглядной информации был моим ударным козырем в этой кампании. Он вышел в свет за три недели до голосования и пошел в народ как раз тогда, когда тема выборов стала интересовать максимальное количество людей. Если помните, в первом цикле публикаций, посвященном наступательным выборам, говорилось о понятии “актуальность темы” (№ 16, 2019). Оно означает, что все самое лучшее должно увидеть свет во второй половине кампании, когда электората уже коснулось дыхание выборов и они стали ему интересны. Выдавать основные козыри заранее не нужно, избиратель может их не заметить - выборы для него еще не актуальны. Но и опаздывать нельзя, рискуете не дойти до каждого. Поэтому главное творение своей кампании я и выдал за три недели до дня голосования.
Я глубоко убежден в том, что агитматериалов не должно быть много. Их должно быть достаточно. Заваливать избирателя литературой ни к чему. Но надо четко вдалбливать основной тезис вашей кампании, в котором сконцентрировались все плюсы. И наглядная агитация играет в этом значительную роль.