О фильме “Человек, которого нужно сжечь” братьев Тавиани и Валентино Орсини
В 1962 году будущие классики итальянского кино братья Паоло и Витторио Тавиани выпускают свой первый художественный фильм, снятый в соавторстве с их земляком и другом Валентино Орсини. Фильм получает броское, прямолинейное название “Человек, которого нужно сжечь”. Пафоса не лишена и сама картина. Она рассказывает о противостоянии фермеров и сицилийской мафии. История борьбы крестьян за свои права снимается, с одной стороны, со всей серьезностью, с другой - маскируется под мело- драму с элементами гангстерского кино.
Сюжет фильма закручивается вокруг возвращения на Сицилию, в родные места, главного героя - молодого коммуниста Сальваторе Карневале. Он жил какое-то время на “материке”, как говорят в фильме, и вот прибыл домой с новым опытом и решимостью выступить против зарвавшихся мафиози. На роль Сальваторе режиссеры пригласили актера с театральным опытом и по совместительству члена Итальянской коммунистической партии Джан Марию Волонте. (Мы уже видели его в фильме “Рабочий класс идет в рай”). Волонте наверняка была близка проблематика картины Тавиани и Орсини. По крайней мере, играет он эмоционально и местами даже отчаянно.
Фильм “Человек, которого нужно сжечь” делится на две части. В первой герой Волонте становится лидером народного сопротивления. По его призыву крестьяне захватывают землю и начинают ее засеивать назло коррумпированному владельцу дону Кармело. Последний сначала открывает огонь по беднякам, но затем, как бы одумавшись, делает “щедрый” жест - предлагает им работу в своей каменоломне. По 12 часов в день. Крестьяне соглашаются.
Во второй части фильма Сальваторе из лидера протеста превращается в аутсайдера. Его призывы требовать восьмичасового рабочего деня никто не хочет слышать. “Нельзя больше бояться! Мы - Самсоны земли!” - выкрикивает главный герой на общем собрании. Но фермеры не готовы ставить условия мафиозной группировке, они не чувствуют в себе готовности к подвигам.
Зрители, в свою очередь, тоже не поверили авторам картины. Коммерческого успеха у дебютного фильма братьев Тавиани не случилось. Можно предположить, что жанровая смесь политического кино с мелодрамой (здесь, конечно, есть женщина, с которой главного героя связывают странные отношения) не всем оказалась понятна и близка. Патетичная же музыка в фильме, призванная усилить драматизм происходящего, сегодня производит обратный эффект, вызывая скорее улыбку.
Что по-настоящему радует глаз, так это сицилийские пейзажи и черно-белые ретро-кадры южного провинциального городка. А еще камера оператора Антонио Секки. Что ни говори, есть в них какая-то магия. Моя любимая сцена - за две минуты до конца фильма - камера плывет по пустынной площади, охватывает светлые трехэтажные дома с балконами, издали доносятся глухие удары барабана, а по переднему краю кадра справа налево быстро пробегает белая кошка. Она успевает скрыться с места съемки до того, как здесь появится траурная процессия. В этом же последнем кадре фильма “Человек, которого нужно сжечь” мы видим итальянский флаг, гроб на руках мужчин в черных костюмах и оркестр. И слово FINE, появляющееся под звуки похоронного марша. Судьба молодого коммуниста Сальваторе Карневале была предрешена, кажется, с самого начала.
Этой и следующей своей картиной “Брачное беззаконие” братья Тавиани продолжили традицию искусства прямого действия, так или иначе оказав влияние на итальянских кинематографистов, которые позже исследовали в своих работах связь мафии и политики. Самого большого успеха в этом, пожалуй, добился Дамиано Дамиани, старший коллега братьев Тавиани, снявший для телевидения сериал “Спрут”.
Александр Шершуков:
- Несмотря на внешнюю примитивность схемы, по которой снимался фильм, в нем есть несколько моментов, позволяющих относиться к нему не только как к артхаусному кино, интересному лишь в качестве исторического памятника. Послевоенная Италия, изображенная в фильме, - место, где только что, буквально во время высадки своих войск против фашистов, американцы использовали помощь именно мафии. И где лишь неимоверные усилия тех же американцев, католической церкви и правых предотвратили приход к васти коммунистов совершенно легитимным путем. Тех самых левых, тех профактивистов, краем изображенных в фильме. Впрочем, пресловутый “идиотизм сельской жизни”, в котором вязнет социальная инициатива, здесь также изображен прекрасно.
И еще один важный и актуальный момент. Активист Сальваторе в попытках разбудить работников мечется от провокационных методов до то ли имитации, то ли реального перехода на сторону мафии, хотя бы на некоторое время. Так, момент, когда бывший профактивист переходит на противоположную сторону и начинает с двойным усердием преследовать недавних коллег и эксплуатировать работников - это не в Италии началось и не закончилось вчера. Предательство - одна из современных проблем.
“Человек, которого нужно сжечь”
Фильм о борьбе с мафией работников небольшой деревушки в послевоенной Италии. Вернувшийся в деревню молодой коммунист Сальваторе пытается организовать фермеров, что приводит к вооруженному столкновению. Мафия предлагает людям устроиться работать на свою каменоломню. Хотя Сальваторе призывает земляков продолжать борьбу, никто не хочет его слушать, предпочитая довольствоваться достигнутым.
Действующие лица и исполнители:
Сальваторе - Джан Мария Волонте; Барбара - Диди Перего; дон Винченцо - Тури Ферро; Якино - Спирос Фокас; Вилма - Марина Малфатти.
Награды:
1962 - главные призы Венецианского кинофестиваля в категориях “Кино 60-х”, “Лучший фильм”, “Премия критиков итальянского кино”, “Премия Пасинетти” лучшему актеру; 1963 - приз “Блюдо” итальянской кинопремии “Золотые кубки” (Валентино Орсини; Витторио и Паоло Тавиани).
Материал опубликован в "Солидарности" № 6, 2019