О фильме Бориса Барнета “Дом на Трубной”
Был такой режиссер в СССР - Борис Барнет. Кинокарьеру он начал в 1920-е годы, практически сойдя с боксерского ринга, на котором его заметил другой начинающий режиссер Лев Кулешов, пригласивший Барнета в свой фильм. После этого он забыл про бокс и полностью переключился на кино. В 1947 году Барнет снимет свой самый известный фильм “Подвиг разведчика”, но тогда, в конце 1920-х, он утвердился как мастер бытописания Москвы эпохи НЭПа, выпустив подряд несколько немых фильмов. Один из них - “Дом на Трубной”.
Картина вышла в 1928 году. Отправной точкой для сюжета стала фраза Ленина о том, что каждая кухарка должна уметь управлять государством. Именно эту мысль обыграла в сценарии фильма драматург Белла Зорич. Правда, Барнету этого показалось мало, и он привлек к работе над картиной известных литераторов Николая Эрдмана, Виктора Шкловского, Анатолия Мариенгофа и Вадима Шершеневича. В результате получилась эксцентричная комедия в шести частях о городских мещанах, одной деревенской девушке и профсоюзе.
Главную роль в фильме сыграла будущая народная артистка СССР Вера Марецкая. Ее героиня, 19-летняя Параня Питунова, приезжает в столицу из деревни на поиски дяди Федора и случайно попадает в многоквартирный дом, в котором ее берет в оборот проживающий здесь с супругой парикмахер Голиков. Перед этим мы видим, как мадам Голикова устраивает экспресс-собеседование молодым женщинам, желающим получить у них место горничной. “В профсоюзе состоишь?” - “Состою”. - “Не подходишь”.
Параня же в профсоюзе не только не состоит, но даже не имеет представления, что это такое. Поэтому работу у Голиковых она получает без труда.
Сюжет в этом фильме заглушает атмосфера. Смотреть “Дом на Трубной” сегодня, спустя почти сто лет после его выхода, - удовольствие сразу по нескольким причинам. Во-первых, это реальные кадры Москвы 1920-х годов с людьми на улицах, автомобилями, трамваями и магазинами. Во-вторых, это актеры. Ты видишь, как они искренне, на невероятном драйве проживают свои роли. В-третьих, смех, на котором ты себя невольно ловишь во время просмотра, - это действительно смешное, остроумное кино.
И наконец, музыка - она не меньше удачных мизансцен создает настроение в этом фильме. Сегодня мы можем посмотреть “Дом на Трубной” в музыкальном сопровождении, которое в 1997 году написал руководитель ансамбля “4:33”, скрипач-авангардист Алексей Айги. По жанру у него получилось что-то вроде цыганского джаза. Для этой работы Айги не только привлек в ансамбль новый инструмент - трубу, но и стал на время математиком: чтобы попасть в стремительно меняющиеся монтажные переходы, он на компьютере рассчитывал длительность каждого кадра.
Ритм в фильме действительно сумасшедший. За час экранного времени что только не проносится перед глазами зрителей: и бойкая жизнь обитателей дома, и убежавший гусь, и даже самодеятельный спектакль “Взятие Бастилии”, в котором неожиданно проявляют себя и Голиков, и Параня.
В “Доме на Трубной” Борис Барнет показывает нам и нравы городских жителей, и комедийное столкновение представителей разных сословий, и рост самосознания, и желание не дать себя в обиду, проявляющееся во вступлении в профсоюз. Здесь же признаки демократии - выборы в Моссовет и участие в них женщин.
В финале фильм как будто меняет жанр. Смех - это хорошо, но должна быть и мораль, как в настоящей сказке. Параня в результате и в выборах поучаствовала, и в профсоюз домашних работниц вступила, а парикмахер Голиков, выгнавший ее на улицу, оказался в незавидном положении. Его вынуждают выплатить ей выходное пособие, а потом вежливо, но строго сообщают, что за побои “придется посидеть”.
Наверное, только такая хулиганская манера, в которой снят фильм, и смогла отразить настоящий дух лихих 1920-х. Уже скоро жизнь и настроение в стране изменятся, но пока соцреализм не добрался до искусства, его представители могли позволить себе быть свободными, экспериментировать и делать гротескное кино на актуальные темы, с любовью к человеку и своей профессии.
Александр Шершуков:
Видывали мы к 1928 году фильмы и посмешнее, и посодержательнее. Тем паче что в число сценаристов записано пять человек, включая таких известных и талантливейших литераторов, как Виктор Шкловский, Николай Эрдман и Анатолий Мариенгоф. Что они в таком количестве делали со сценарием часового фильма - загадка. Тем не менее фильм конца НЭПа говорит о классовых различиях в советском обществе. И фильм - ярко выраженный профсоюзный. Обеспеченные мещане ищут домработницу, отвергая тех, кто состоит в профсоюзе. Но в итоге вынуждены не только компенсировать невыплаченные деньги, но и “посидеть на дорожку” за побои. А Вера Марецкая от роли домработницы через несколько лет в другом фильме дорастет до “Члена правительства”. Фильм недолгий, местами забавный и артефактный. Имеет смысл посмотреть.
Немой фильм 1928 года “Дом на Трубной” режиссера Бориса Барнета рассказывает о том, как в Москву из деревни приезжает девушка Параня. И становится домработницей у хозяина парикмахерской Голикова. Ее эксплуатируют вовсю. Но тут она вступает в профсоюз…
Действующие лица и исполнители:
Параня Питунова, домработница, - Вера Марецкая; Голиков, парикмахер, - Владимир Фогель; мадам Голикова - Елена Тяпкина; пьяный артист - Петр Бакшеев; Семен Бывалов, шофер, - Владимир Баталов; Феня, активистка профсоюза домработниц, - Ада Войцик; Лядов - Сергей Комаров; Мариша - Анель Судакевич; заведующий клубом - Владимир Уральский.
Материал опубликован в "Солидарности" № 20, 2025