О фильме Майка Джаджа “Офисное пространство”
В 1999 году автор мультипликационного сериала в жанре черной комедии “Бивис и Баттхед” Майк Джадж снял свой первый художественный фильм “Офисное пространство”. К этой истории он уже подступался за восемь лет до этого в дебютном одноименном мультике, заявив тогда о себе как мастере сатирической комедии. Картина же “Офисное пространство” попала в сотню самых смешных фильмов по версии американской кабельной сети Bravo, хотя сюжет этой киноленты по сути своей очень даже печальный. Он о том, как люди ненавидят свою работу.
Каждое утро Питер Гиббонс и его коллеги через пробки добираются из дома в офис. Там в одной большой комнате они занимают свои места, заботливо оборудованные перегородками, и пребывают в таком положении до вечернего “звонка”. Как объясняет Гиббонс суть своей работы, “сижу в ячейке, делаю апгрейд банковских программ”. “Неужели так будет до 50 лет?” - спрашивает он у собратьев по несчастью Майкла и Самира. Зато есть уверенность в завтрашнем дне, подбадривают они его.
В этом фильме собраны все штампы об офисной работе. Самый узнаваемый и безобидный - эта борьба человека с принтером, с которым всегда что-то не так (кто не сталкивался с такими явлениями, как “замятие бумаги” или “ошибка загрузки”?). Без “сплачивающих” коллектив корпоративных традиций тоже не обходится. Но главный штамп - это взаимоотношения руководства и сотрудников. Последние в офисе как бездушные рабы, которым можно приказать что угодно, например выйти на работу в воскресенье, и они безропотно послушаются.
Первым, кто объявит этому тихий протест, станет Питер. На его роль Майк Джадж пригласил красавчика, ухажера Сары Джессики Паркер в “Сексе в большом городе” Рона Ливингстона. В “Офисном пространстве” его герой проходит путь от страдающего клерка, ищущего спасение у гипнотерапевта, до решающегося на радикальные меры авантюриста. К врачу он идет за тем, чтобы с помощью гипноза ему помогли забыть о работе. В гипноз его ввели, но вывести не успели - доктор в процессе скончался… В результате полугипнотическое состояние главного героя привело к тому, что его отчаяние сменилось безразличием.
Небезразличие он проявляет только к юной героине Дженнифер Энистон - официантке из соседнего кафе Джоанне. На ее примере нам показывают, что руководитель-самодур в офисе Питера - это не исключительный случай. Начальник Джоанны и вовсе, кажется, сумасшедший. Он требует носить на униформе как можно больше идиотских значков, которые, по его мнению, придают “изюминку” кафе и индивидуальность официантам.
Но вернемся к офису Питера. В какой-то момент там появляются специальные люди - “консультанты”, которые проводят собеседования с сотрудниками, чтобы решить, кого из них уволить. У Джаджа это комические персонажи, делающие непредсказуемые выводы. Например, уволить они решают не забившего на работу Питера, а его ответственных коллег Майкла и Самира. Все потому, что руководство не обеспечило герою Рона Ливингстона “настоящую мотивацию”, считают консультанты Боб и Боб.
Майк Джадж, с одной стороны, доводит историю офисного рабства до абсурда, с другой - преподносит урок всем руководителям. Мы видим, что люди в этом офисе не готовы добиваться улучшения условий труда законными методами. Вместо этого они начинают мстить своей компании, выбирая экстремальный путь. А самой честной здесь оказывается Джоанна, которая увольняется из кафе со словами, сказанными в лицо сумасшедшему боссу: “Я ненавижу эту работу, и она мне не нужна”. Питер же с коллегами оказывается способен только на высокоорганизованное воровство денег компании и уничтожение ненавистного принтера. Счастливым же он себя почувствует, когда устроится работать на стройку.
Пока смотришь фильм, думаешь еще и о том, что вроде бы идет время, меняются к лучшему условия в офисах компаний, но человеку все равно плохо в этих “ячейках”. Как здесь не вспомнить недавний сериал “Разделение”, который спустя 20 с лишним лет после “Офисного пространства” говорит все о том же, только вместо гипноза забыть о работе тут помогают новые технологии в виде впаянного в голову чипа.
Александр Шершуков:
Ситуация, когда человек не любит свою работу, - печальна, но не единична. (Ждем новый фантастический фильм на тему того, как корпорации прививают любовь к работе, включая самые занудные занятия.) Еще грустнее ситуации, когда человек занимается так называемой “дерьмовой работой”, то есть работой, которая не только не приносит удовлетворения, но и излишня сама по себе, не нужна в принципе. (Этот неполиткорректный, но точный термин ввел великий социолог Дэвид Гербер.) С другой стороны, даже неприятная работа может быть принята человеком как достойная по двум причинам: она признается полезной обществом и им самим и за нее платят нормальные деньги. Фильм Джаджа оставляет в стороне вопрос, нужна ли такая работа, какую делают герои фильма? Но деньги (в том числе и за переработки) им платят такие, что даже нельзя применить фразу “зарплата за то, чтобы не вредили”. Ну, вот они и вредят как могут. С учетом того, что мы уже знаем о последующих формах эксплуатации и ограничений, фильм 1999 года выглядит даже по-своему милым. Посмотреть на разик.
“Офисное пространство”
Американская комедия 1999 года режиссера Майка Джаджа о сотрудниках фирмы - разработчика компьютерных программ. Работа им не нравится, начальник придирается по бессмысленным мелочам. А тут еще пришли “консультанты по персоналу” и кого-то явно уволят. Чтобы обрести смысл работы, главный герой идет к гипнотизеру…
Действующие лица и исполнители
Питер Гиббонс - Рон Ливингстон, Джоанна - Дженнифер Энистон, Билл Ламберг - Гэри Коул, Майкл Болтон - Дэвид Херман, Самир Найинанаджад - Эджей Наиду.
Награды
2019 - премия в номинации “Звезда Техаса” Зала славы кино Техаса (Майк Джадж).
Материал опубликован в "Солидарности" № 31, 2025