Есть в американском документальном кино фигура, которая выделяется из ряда режиссеров-документалистов. Это человек огромной энергии и дотошности, Майкл Мур. Не имея высшего образования (в университете он проучился год), в возрасте 22 лет Мур начал выпускать в родном городе Флинте, штат Мичиган, газету “Голос Флинта”. А еще через 13 лет снял свой первый документальный фильм, посвятив его все тому же Флинту.
Фильм “Роджер и я” вышел в 1989 году со слоганом “История о бунтаре и его микрофоне”. Под бунтарем Мур подразумевал, конечно же, себя. Фильм имел большой успех, получил награды на кинофестивалях и в 2014 году попал в список “Лучшие документальные фильмы по версии режиссеров”, составленный изданием Sight&Sound.
Картина “Роджер и я” начинается с рассказа Мура о своем детстве. Он говорит, что родился во Флинте, на родине автомобильного гиганта General Motors. Во Флинте было несколько заводов GM, на которых работал почти весь город, в том числе родственники Мура. Кадры хроники - счастливые жители, отмечающие юбилей компании, - заканчиваются сообщением о том, что недавно руководство GM заявило о закрытии своих заводов во Флинте и увольнении почти 30 тысяч работников. После этого жизнь в городе начинает меняться.
На протяжении всего фильма мы видим только одного человека, который не хочет соглашаться с происходящим. Это сам Майкл Мур. Все остальные, с кем он разговаривает, выражают смирение, а некоторые даже удивление: что тут поделаешь… Как говорит певица, приехавшая с концертом во Флинт, “радуйся, что ты живешь в свободной Америке!”.
В этом фильме закладываются основы режиссерского стиля Майкла Мура. Его фильмы напоминают калейдоскоп с быстро меняющимися картинками, очень разговорные, главное в них - желание автора найти ответы на свои вопросы. Поэтому Мур в своих фильмах - всегда один из главных героев. В картине “Роджер и я” он не только встречается с бывшими рабочими заводов General Motors, но и пытается встретиться с хозяином корпорации Роджером Смитом. Он хочет, чтобы Смит приехал во Флинт и поговорил с людьми, много лет проработавшими на его компанию. Ирония в том, что самим людям это не очень нужно.
Местные жители действительно проявляют удивительное смирение. Все они знают о знаменитой Флинтской сидячей забастовке 1937 года, когда тысячи работников забаррикадировались на заводе и отказывались выходить (ее результатом стало создание профсоюза работников автопрома). А через 50 лет после тех событий уволенные рабочие отказываются протестовать. В последний рабочий день на демонстрацию против закрытия заводов выходят всего четыре человека. Настоящий протест у жителей вызывает публикация в журнале “Деньги”, в которой Флинт называется худшим местом для жизни во всей Америке. Горожане категорически с этим не согласны.
Жизнь во Флинте после закрытия предприятий GM, которая так нравится горожанам, Муром описывается беспощадно. Большинство семей оказывается на улице из-за долгов за аренду. Но даже тем, кому есть где жить, приходится несладко. Кто-то пытается зарабатывать с помощью сетевого маркетинга, кто-то идет охранником в тюрьму, кто-то начинает разводить кроликов. Один из самых сильных эпизодов картины, когда хозяйка мини-фермы, женщина лет 35, на наших глазах оглушает кролика, подвешивает его за лапы и легкими, уверенными движениями снимает с него шкуру, а потом вынимает внутренности. И, отвечая на вопрос режиссера, трудно ли стало жить, она признает, что в новых условиях нужно учиться выживать: “Если я окажусь в пустыне и встречу кого-нибудь, я его сожру”. Ирония и сатирический взгляд - главные черты многих фильмов Мура. Но в этой сцене нет ни капли юмора. В ней, скорее, есть метафора: на месте кроликов может оказаться любой, не желающий сопротивляться.
Завершает фильм еще один яркий эпизод. Перед Рождеством руководитель GM Роджер Смит выступает с праздничной речью. Его слова о теплоте, которой пронизано Рождество, о надежде на будущее Мур монтирует с кадрами выселения негритянской семьи из арендованного дома. Веселого Рождества Смит желает всем, в том числе оставшимся без работы и оказавшимся на улице.
Фильм “Роджер и я” имел большой зрительский успех. Он собрал в прокате около 8 млн долларов, что для документального кино, снятого за 160 тысяч, можно считать невероятным. После выхода фильма на экраны в пресс-службе General Motors произошли кадровые перестановки. В начале 2000-х годов компания предприняла попытку реконструировать несколько заводов во Флинте, но в корне изменить ситуацию это не помогло. Все основные производства GM были перенесены за границу.
Одна из героинь следующего документального фильма Мура “Большая” (The Big One) говорит о режиссере так: “Он вдохновляет и помогает быть храбрым. Он как будто говорит: мы можем это изменить, каждый из нас может. Все, что от нас нужно, это объединиться”. В фильме “Роджер и я” Мур виртуозно показывает это нежелание людей объединяться, нежелание бороться за свои права. Он всегда будет выступать против капиталистических ценностей и произвола корпораций, против социальной несправедливости. Смотришь его фильмы и удивляешься: как этот человек еще не стал президентом США? В фильме “Большая” его спросят, почему он не баллотировался в президенты. “Это не для меня”, - смеясь, ответит Мур.
P.S. За несколько недель до президентских выборов в США состоялась премьера нового фильма Майкла Мура “Michael Moore in TrumpLand”. По последней информации, в родном штате Мура, Мичигане, Дональд Трамп получил большинство голосов.
Александр Шершуков:
- Для меня фильм стал лучшим пояснением к тому факту, что несколько недель назад в США президентом был избран Дональд Трамп. Казалось бы, странно, что пояснение к событию 2016 года вышло в 1989-м. Однако голосование за республиканца Трампа большой группы белых американских работяг - это следствие процесса, который в красках показан в фильме.
General Motors одномоментно и без предупреждения закрывает заводы в США, переводит производство в Мексику (глобализация!). Лоббист компании открыто говорит: “Вот и вся наша социальная ответственность”. И 30 тысяч работников, живущих в своих домиках или арендующих их, также одномоментно становятся безработными. Как и их город Флинт - еще вчера центр автоиндустрии Америки. И начинается бегство из города под аккомпанемент скандалов с теми, кто не может платить аренду и кого выселяют на улицу в Рождество.
Происходит все это под разговоры о необходимости “трудовой мобильности”, что-де в постиндустриальном обществе нужно заниматься малым бизнесом и работать в секторе услуг. И все это происходило последние 25 лет почти со всем производством в США: вывод из страны. И с рабочими местами. Поэтому Трамп вполне объясним. После того, что с ними (и не только с ними) сделали за последние 25 лет, работяги были готовы голосовать двумя руками за того, кто хотя бы пообещает вернуть рабочие места и производство.
А профсоюз? Собственно, профсоюз в фильме возникает несколько раз. И не скажу, что в образе победителя. Потому что объяснения в стиле “конечно, это ужасно, но все по закону” и понимание того, что компанию можно заставить платить большую зарплату, но почти невозможно принудить не закрывать производство, мотивирующими считать сложно.
Лично я задумался о том, что сегодня, в кризис, проблемы в России испытывает именно производственная часть экономики. К слову, сокращения идут несколько лет и в автомобилестроении. Под разговоры, аналогичные американским (мобильность, постиндустрия, малый бизнес). Правда, слава богу, сегодня Тольятти далек от судьбы Флинта. Но все-таки интересно: кто будет президентом России через 25 лет?
“Роджер и я”
Roger & Me - документальный фильм Майкла Мура, вышедший на экраны в 1989 году. Руководство корпорации General Motors решило закрыть все свои предприятия, расположенные в родном городе режиссера Флинте, штат Мичиган. Весь фильм Мур пытается встретиться с главой корпорации GM Роджером Смитом и поведать ему о том, к каким последствиям для жителей Флинта привело это решение…
Награды
1989 - премия Национального совета кинокритиков США за лучший документальный фильм. 1989 - приз “Выбор народа” на кинофестивале в Торонто. 1989 - приз за самый популярный фильм на кинофестивале в Ванкувере. 1990 - Премия Peace Film Award - почетное упоминание, Берлинский кинофестиваль. 1990 - премия Международной ассоциации документальных фильмов (International Documentary Association). 1990 - премия Национального общества кинокритиков США за лучший документальный фильм.
Материал опубликован в "Солидарности" № 45, 2016