Казалось бы, что может быть скучнее производственной драмы? Однако в СССР находились авторы, которые, работая в рамках соц- реализма, умели преподнести скучную тему глубоко и захватывающе. В 1970-е годы производственная драма переживала расцвет. Самые известные пьесы этого жанра вышли из-под пера драматурга Александра Гельмана. По его произведениям ставились спектакли и снимались фильмы. В них всегда были заняты лучшие отечественные актеры. Фильм недавно ушедшего от нас Сергея Микаэляна “Премия” - один из таких. Надо сразу отметить, что, по большому счету, это не производственная, а настоящая психологическая драма. Практически детектив.
Эркюль Пуаро в финале своих расследований любил собрать в одной комнате всех подозреваемых и рассказать им, кто именно из них, как и почему совершил преступление. Примерно тем же занимается герой Евгения Леонова бригадир Потапов в “Премии”. Главные события фильма происходят в небольшой комнате, где на срочное заседание собирается партком. Причина собрания - отказ бригады Потапова от премии.
Сергей Микаэлян по первому образованию - театральный режиссер, и на съемках “Премии” опыт работы в театре, безусловно, ему пригодился. У фильма много общего с театральной постановкой: минимум декораций, основные действующие лица всегда “на сцене”, то есть на площадке перед кинокамерой. Главное отличие от спектакля в том, что зрителю хорошо видны все малейшие нюансы поведения героев. Крупным планом показан один персонаж, на заднем фоне - другой. Наблюдать за реакцией последнего на слова первого - самое интересное. В фильме многое можно понять по молчанию героев, их взглядам и позам.
В “Премии” Микаэлян собрал не просто лучших актеров, а цвет советского кинематографа. Любой кастинг-директор сегодня мог бы ему позавидовать. Евгений Леонов как будто и не играет ничего. Его Василий Потапов тихо и спокойно отвечает на вопросы коллег, уверенно и прямо в лицо рассказывает о многочисленных нарушениях на стройке. Игра остальных актеров филигранная, как будто все они - Янковский, Самойлов, Глузский, Брондуков - не понаслышке знают, что такое работа в строительном тресте и как проходят заседания парткома.
Неорганизованность и халатность - главное, на что пеняет строптивый бригадир Потапов. “На стройке порядка нет”, - говорит он своим начальникам и партийным функционерам. Думается, что вместо слова “стройка” можно было подставить название любой другой организации и даже страны, в которой происходит действие фильма. Как позже в интервью скажет Евгений Леонов, этот фильм давал занятым в нем актерам возможность проявить свою гражданскую позицию.
Однако не все эту позицию разделяли. Сергей Микаэлян рассказывал, что сначала с ним отказался работать оператор, потом художник. Первый - из-за уверенности, что фильм запретят, второй - из-за нежелания иметь дело с драматургическим материалом, похожим на газету. В результате картину не только не запретили, хотя во время съемок такие порывы были, но даже наградили. В 1976 году Микаэлян получил Государственную премию, а потом звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
После выхода “Премии” на экраны высказывалось мнение, что режиссер выполнил госзаказ. Мысли о госзаказе либо желании автора сгладить острые углы возникают, когда секретарь парткома, которого сыграл Олег Янковский, цитирует Ленина, а потом встает на сторону бригадира Потапова. В финале партия, в лице героя Янковского, признает ошибки и выглядит достойно, принимая непростое для себя, но справедливое решение.
Уже в конце жизни Сергей Микаэлян отмечал, что ему всегда хотелось снимать кино о простых людях и вызывать у зрителя симпатию к ним. Главный герой картины “Премия” - простой, с негромким голосом рабочий Василий Потапов. Он и его невидимая бригада вызывают не просто симпатию, а восхищение. Сам фильм до сих пор выглядит современным, эта тема не утратила актуальность.
Александр Шершуков:
О чем фильм, снятый в начале 70-х годов? О том, что строители недовольны систематическим бардаком на площадке, из-за которого они - как сдельщики - теряют в деньгах. Начальство пытается имитировать заботу о работниках и выплачивает премию за якобы перевыполненный план. А строители шлют награду к такой-то бабушке и идут в контролирующую инстанцию предприятия - партком. Можно ли считать ситуацию надуманной, если даже в СССР были случаи забастовок, то есть отказов от работы? Как ее интерпретировать? Леонид Брежнев с трибуны съезда сослался на фильм в том смысле, что рабочим до всего есть дело. Мы, с высоты сорока прошедших лет, заметим и финансовый интерес рабочих.
Теперь переложим эту историю на сегодняшний день. В период 2000-х годов, когда зарплаты росли более регулярно, чем теперь, на горку “трудового патриотизма”, “ответственности за порученное дело” пытались забраться то на отдельном предприятии, то в масштабах страны. Вроде бы, фильм “Премия” - о том же. О том же, да не о том. Как в анекдоте, “в продажу поступили фальшивые елочные игрушки: выглядят как настоящие, но радости никакой”.
В фильме работникам недоплачивают из-за организационного хаоса. Сегодня - недоплачивают потому... что именно на них проще всего сэкономить. Представьте, будто вместо индексации зарплаты работникам прибыльного предприятия дают премию. А они - внезапно отказываются. Главный вопрос: какой партком будет переживать на эту тему? Отказались? Идите лесом! И никакой драматург за двадцать пять лет капитализма на Руси так и не сплел сюжета на эту тему, слишком он сказочный.
А представьте фильм на тему реальной проблемы! Современный фильм “Зарплата”, в котором основной конфликт - из-за задержек заработных плат. Да не на день или неделю, а на год! И представьте работников - в какой партком они сегодня пойдут с этой проблемой? И кого они там встретят? Сейчас модно посылать со всеми нарушениями в суд. В какой суд могли пойти герои фильма “Премия”? Только в имеющийся тогда - “тоталитарный”! Зато сегодня с этим раздолье: начинай с районного - закончишь через год в Верховном.
Может, фильмов на эти темы сейчас нет потому, что сюжеты взрывоопасные. И чем касаться их, проще спеть песню о “человеке труда” со сцены. О том, как все им гордятся. И пусть дальше идет работает. За те же деньги. Или даже без них.
“Премия”
Снятый в 1974 году фильм показывает необычное заседание парткома строительного треста. На повестке дня - отказ целой бригады строителей от премии за “липовые” достижения.
Награды
1975 - премия критики Международного кинофорума “Человек, труд, творчество” в Польше; 1975 - большой приз Всесоюзного кинофестиваля в Кишиневе; 1976 - Государственная премия СССР; 1976 - золотая медаль Международного кинофестиваля в Авеллино; 1976 - юбилейный приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах; 1976 - почетный приз и диплом Международного кинофестиваля цветного кино в Барселоне.
Действующие лица и исполнители:
Евгений Леонов - Василий Потапов, бригадир; Владимир Самойлов - Павел Батарцев, управляющий трестом; Олег Янковский - Лев Соломахин, секретарь парткома; Михаил Глузский - Борис Шатунов, начальник планового отдела; Армен Джигарханян - Григорий Фроловский, главный диспетчер; Нина Ургант - Дина Миленина, экономист; Светлана Крючкова - Александра Мотрошилова, крановщица; Александр Пашутин - Олег Кочнов, бригадир; Леонид Дьячков - Виктор Черников, начальник СМУ; Борислав Брондуков - Александр Зюбин, прораб.
Материал опубликован в "Солидарности" № 3, 2017