Центральная профсоюзная газета16+

Просто подставить плечо

О фильме “Гордость” режиссера Мэттью Уорчаса

Одним из главных событий в истории рабочего движения Англии называют забастовку британских шахтеров в 1984 - 1985 годах. И это несмотря на то, что битву с правительством Маргарет Тэтчер бастующие проиграли. Сейчас даже трудно представить, что стачка, кто бы и где ее ни устраивал, могла продержаться целый год. Тогда в нее тоже верили далеко не все. Можно удивляться, но существенное влияние на ход шахтерской забастовки оказала активная поддержка ЛГБТ-сообщества. Именно этот факт лег в основу фильма “Гордость” режиссера Мэттью Уорчаса. Картина вышла на экраны относительно недавно, в 2014 году, и имела невероятный успех у зрителей и критиков.

Успех фильма легко объясним - сильная история, блестящий актерский состав и тонкая режиссура. В Англии Мэттью Уорчаса знают больше как театрального режиссера. “Гордость” - всего лишь вторая его работа в кино, что не помешало Уорчасу с лету попасть на Каннский фестиваль в программу “Двухнедельник режиссеров” и получить награду “Квир-Пальмовая ветвь”.

Сюжет фильма прост. Геи и лесбиянки видят в бастующих братьев по несчастью - “шахтерские сообщества травят, как и нас”. По собственной инициативе собирают для них деньги и бесстрашно едут прямо в эпицентр забастовки. Там прибывших встречают, мягко говоря, настороженно, но постепенно отношение к этим странным ребятам меняется. К концу фильма геи и шахтеры становятся настоящими друзьями. Мэттью Уорчас и сценарист Стивен Бересфорд рассказывают эту почти фантастическую историю легко, с юмором и без лишнего пафоса. У них нет желания специально показать геев и лесбиянок в лучшем свете. Если в этом фильме и есть пропаганда, то это пропаганда солидарности и нормального человеческого отношения друг к другу, кем бы этот другой ни являлся: геем, шахтером, негром или кем еще.

Именно в этом, на мой взгляд, главная причина успеха “Гордости”. Зрители увидели в фильме то, чего не хватает в жизни: бескорыстной взаимовыручки и поддержки, когда один человек помогает другому не потому, что он таких же политических взглядов или вероисповедания, а просто потому, что оба - люди. Фильм Уорчаса деликатно напоминает: в этом, собственно, и есть смысл жизни - помогать друг другу, не взвешивать плюсы и минусы, а просто подставить плечо, когда это нужно, пусть и незнакомому человеку. К тому же оказывается, что чем сильнее между нами разница, тем больше мы можем дать друг другу. И это тоже хорошо показано в фильме.

Действие картины происходит, напомню, в середине 1980-х. Дух времени передан авторами очень атмосферно. Костюмы и прически лишены нарочитости, атмосфера жизни двух разных слоев общества предстает во всех нюансах. Политическая обстановка в стране дается фоном, но тоже точно. Главный источник информации - телевизор, все смотрят новости, в которых однажды появляется сама Маргарет Тэтчер. Это документальная хроника, в которой премьер-министр произнесет что-то о выбранном ею “стиле решительного лидерства”. Мэттью Уорчас позже расскажет, как во время забастовки Тэтчер заявляла: такого понятия, как общество, не существует, есть лишь отдельные люди. По словам режиссера, главные герои “Гордости” убеждены в обратном, они верят в силу единства.

Хотя авторы избегают лишней сентиментальности, в финале картины трудно не прослезиться - шахтеры с семьями приезжают в Лондон на гей-парад поддержать своих друзей. Если бы этого не было в жизни, авторов можно было бы заподозрить в буйной фантазии. Но так было на самом деле. Что касается забастовки шахтеров, то, продержавшись год, они вынуждены были смириться с политикой Тэтчер и свернуть протест. В последующие годы угольные шахты в стране постепенно прекращали свою работу. В 2008 году Великобритания приняла закон о закрытии оставшихся шахт. Последняя закрылась в конце 2015 года.

ГАЛЕРКА

Александр Шершуков:

- Примерно через два часа после окончания фильма мой рот, автоматически открывшийся при просмотре, закрылся, и я свыкся с мыслью о том, что мнение нужно будет высказывать публично...

Вопрос о том, чью помощь можно принимать во время забастовки, в фильме обернулся стороной, мягко говоря, не очень воспринимаемой на нашей северной земле. Конечно, шахтеры Уэльса образца 1984 года отличались от шахтеров, скажем, Донбасса образца 1989 года - периода шахтерских забастовок в СССР. Да и условия забастовок отличались. У нас на территории стачки была запрещена торговля спиртным в принципе. Английские горняки - сидят в пабе с кружкой пива. Предположения о том, что было бы с представителями секс-меньшинств, если бы они приехали в 1989 году в Кузбасс “поддержать таких же, как мы, угнетаемых”, - я не решусь озвучить даже в половинном объеме. Да и сейчас, несмотря на публичное участие этой группы населения в некоторых акциях альтернативных профсоюзов в Москве, нужно делать поправку на место действия: эксперимент в чистом виде был бы интересен в том же Кузбассе.

Но если абстрагироваться от вопроса “развратят ли геи и лесбиянки профсоюзное движение своей поддержкой?”, то найдутся вопросы поинтереснее. Относящиеся к сегодняшнему дню.

В 1984 году забастовку шахтеров гораздо активнее, нежели секс-меньшинства (меньшинства - на тот момент), поддержали левые - социалисты и коммунисты. Собственно, председатель Национального профсоюза шахтеров Артур Скаргилл был членом Лейбористской партии, из которой вышел после того, как в 1996 году партия радикально изменила свою программу. Он сам тогда основал Социалистическую рабочую партию.

Так вот, первый вопрос: как изменились приоритеты общества, если относительно небольшой, хотя и экзотический эпизод раздувается в эпохальное “полотно солидарности”?

Далее. В 1984 году картина выглядела так: меньшинства поддержали большую и достаточно консервативную структуру. Причем неожиданно для самой структуры. Прошло более 30 лет. Сейчас в западных профсоюзах тема защиты прав секс-меньшинств является одной из профильных. Притом сами эти меньшинства (или бывшие меньшинства?) гораздо менее активно поддерживают профсоюзы, нежели это изображено в фильме.

Второй вопрос: не случилось ли так, что за эти 30 лет стороны поменялись местами - геи и лесбиянки стали уважаемыми в тамошнем обществе, чуть ли не консерваторами, а профсоюзы... профсоюзы вытеснены в новое гетто меньшинств?

Несмотря на оболочку, которая может шокировать человека, относящегося к профсоюзам, над сутью фильма имеет смысл подумать.

АФИША

“Гордость”

Драматический фильм 2014 года рассказывает о малоизвестном эпизоде истории Великобритании -  о том, как группы геев и лесбиянок из Лондона объединились, чтобы собрать деньги для бастующих шахтеров в Уэльсе во время подавления профсоюзного движения премьер-министром Маргарет Тэтчер.

Награды:

2014 - “Квир-Пальмовая ветвь” Каннского кинофестиваля;

2014 - Приз зрительских симпатий Гентского международного кинофестиваля;

2014 - Приз зрительских симпатий Лейденского международного кинофестиваля;

2014 - Премия за лучший британский независимый фильм Британского независимого кино.

Действующие лица и исполнители:

Клифф - Билл Найи; Хефина Хидон - Имельда Стонтон; Джонатан Блэйк - Доминик Уэст; Гетин Робертс - Эндрю Скотт; Джо Купер - Джордж Маккэй.

Материал опубликован в "Солидарности" № 19, 2017

Автор материала:
Светлана Прокудина
E-mail: prokudina@solidarnost.org

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности