О фильме Джона Форда “Гроздья гнева”
Летом 1936 года будущий лауреат Нобелевской премии по литературе, американский писатель Джон Стейнбек начинает работать над серией материалов о сезонных рабочих Калифорнии. Стейнбеку 34 года, и он только-только приобрел первый писательский успех. Славу принесла ему повесть “Квартал Тортилья-Флэт”, в основе которой - наблюдения за жизнью мексиканцев в калифорнийском городе Монтерей. Через год после выхода повести писатель берется за новую тему, хотя в центре его внимания по-прежнему люди из низших слоев общества. На сей раз это американские бедняки, которые едут в солнечную Калифорнию на заработки - собирать фрукты. Сначала Стейнбек думал провести с ними несколько летних месяцев. Но воспоминания об увиденном не отпускали его, и через три года он вернулся в лагерь сезонников. Даже проехал по их пути из Оклахомы в Калифорнию. Итогом наблюдений за мытарствами разорившихся фермеров стал роман “Гроздья гнева”. Это произведение принесет Стейнбеку Пулитцеровскую премию и выведет в ранг самых значимых писателей XX века.
Такое редко бывает, чтобы книгу взялись экранизировать сразу после ее выхода. В случае с Джоном Стейнбеком обстоятельства сложились еще более невероятным образом. По его роману решил снять фильм Джон Форд, к этому моменту имевший в своей копилке “Оскар” за режиссуру. Отметим, забегая вперед, что за “Гроздья гнева” он получит второй “Оскар”. До сих пор картина Форда остается единственной экранизацией этого произведения Стейнбека.
Действие фильма, вслед за книгой, происходит во времена Великой депрессии. Семейство фермеров из Оклахомы, которых владельцы земли оставили без жилья и средств к существованию, решает попытать счастья в Калифорнии. Им попадается объявление, что там требуются сборщики фруктов и за работу обещают хорошо платить. Захватив все пожитки, семья Джоудов отправляется в путь. Весь фильм перед нами дорога, пыльная и бесконечная. За время пути двое из семьи умирают, один вынужденно бросается в бегство. “Все валится, Том, семья рушится”, - из раза в раз с печалью в глазах повторяет мать сыну, главному герою. Ощущение потери - своего дома, своего места, своей семьи - одно из главных у Стейнбека и Форда.
Другая важная тема в “Гроздьях гнева” - поиск правды. За эту линию в фильме отвечают Том Джоуд и бывший проповедник, а сейчас такой же сборщик персиков Джим Кейси. Он агитирует Тома присоединиться к забастовке, чтобы отбить у хозяев плантаций желание понизить плату. Том не понимает, зачем бастовать, если им и так платят обещанные пять центов за ящик. “Тебе, да и мне, еще много нужно выяснить. Я сам еще не все понял. Но пытаюсь”, говорит Кейси. Он, однако, уверен, что надо бороться за свои права. Иначе вскоре придется согласиться и на два с половиной цента за ящик, потому как нуждающихся в заработке уже больше, чем персиков.
Те, кто читал книгу, как правило, ругают экранизацию. Мне проще - “Гроздья гнева” я читала еще в студенческие времена, поэтому сейчас смотрела фильм “с чистого листа”. Смотрела и поражалась тому, как мастерски он снят. Здорово, думала я, что в 1940 году не было еще ни коптеров, ни таймлапсов (технологий замедленной киносъемки. - Прим. ред.), ни прочих средств, которыми злоупотребляют современные фильммейкеры, думая, что в этом залог успеха их произведений. В 1940 году были только кинокамера и пленка. Ну и, наверное, рельсы с краном. Главное же - художественный взгляд людей, которые стоят за камерой. В “Гроздьях гнева” каждый кадр выстроен идеально, работа со светом напоминает полотна Рембрандта, только черно-белые. Монтаж неторопливый, от смены кадров не пестрит в глазах. В общем, смотреть этот фильм - визуальное наслаждение. Да и могло ли быть иначе, если оператор картины - Грегг Толанд, снявший “Гражданина Кейна”, “Грозовой перевал” и “Лучшие годы нашей жизни”?
Работа актеров в фильме тоже на высшем уровне. В главной роли молодой еще Генри Фонда. Тома Джоуда он играет, все время балансируя: его герой - холодный и импульсивный одновременно. Немало ярких работ и в ролях второго плана, что не смогли не отметить члены американской киноакадемии. За роль матери в фильме “Гроздья гнева” “Оскар” получила актриса Джейн Дарвелл (“Унесенные ветром”, “Мэри Поппинс”).
Главный упрек зрителей в адрес экранизации связан с финалом. В фильме Джона Форда есть, хоть и условный, но хэппи-энд, свет и надежда. У Стейнбека в финале нет ни того, ни другого. Мне же принципиальной кажется другая вещь: в фильме явно подчеркивается, что как бы тяжело тебе ни было, важно оставаться человеком, сохранять достоинство и не бояться отстаивать свои права. А еще - не быть равнодушным к чужой беде. В “Гроздьях гнева” люди помогают людям. И это прекрасно.
Александр Шершуков:
Когда будете смотреть - обратите внимание на следующий нюанс: противопоставление фактически концлагеря, в котором живут бесправные сборщики фруктов, и той коммуны, в которую работников объединяет лагерь, курируемый правительством. Это существенный момент, представляющий не очень скрытую рекламу социальных программ администрации Франклина Рузвельта. На тот момент именно акцент на централизованных государственных программах (как по организации работ, так и по социальной помощи) был ключевой фишкой демократов во внутренней политике. Ну и, конечно, целый набор законов, развивающих права профсоюзов.
В этом фильме профсоюзы возникают разве что как тень за кадром. Забастовка идет вроде бы без их участия, а главного агитатора за ее продолжение называют “красным” - но не профсоюзником! Также для “прочистки мозгов” не лишним будет взглянуть, как боролись работодатели 30-х годов с попытками работников отстоять минимальные права и повысить расценки…
“Гроздья гнева”
Фильм 1940 года. Семья разоряющегося фермера из Оклахомы пытается переехать и найти работу в Калифорнии. Голод, безденежье. Сезонные рабочие вынуждены работать за гроши.
Действующие лица и исполнители:
Том Джоуд - Генри Фонда, мать - Джейн Дарвелл, бывший проповедник Джим Кейси - Джон Кэррадайн.
Награды:
1940 - премия Национального совета кинокритиков США за лучший фильм; 1941 - две премии “Оскар” за лучшую режиссуру (Джон Форд) и лучшую женскую роль второго плана (Джейн Дарвелл), а также пять номинаций: лучший фильм, лучшая мужская роль (Генри Фонда), лучший сценарий (Наннэлли Джонсон), лучшая запись звука (Эдмунд Хансен), лучший монтаж (Роберт Симпсон). 1998 - 21-е место в списке 100 лучших американских фильмов по версии Американского института киноискусства. В обновленном списке 2007 года лента заняла 23-е место. Образ Тома Джоуда, созданный Генри Фондой, занял 12-е место в списке 100 лучших героев. 1989 - лента включена в Национальный реестр фильмов.
Материал опубликован в "Солидарности" № 23, 2019