Центральная профсоюзная газета16+
Арена колониальной ностальгии

Страны мира выкачивают трудовые ресурсы африканского континента

По данным Международной организации труда, степень незащищенной занятости в Африке выросла практически на 2%. С сокращением уровня безработицы на Черном континенте европейские, американские и азиатские ТНК продолжают экспансию на африканский рынок дешевой рабочей силы. “Солидарность” разбирает непростую ситуацию, в заложниках которой оказался целый континент.

НЕОКОЛОНИАЛЬНЫЕ ПРИВЫЧКИ

Результаты освободительных войн за независимость, распад колониальных империй и переход контроля над экономическими ресурсами страны под юрисдикцию самих государств являются переделом собственности: от одних государств и компаний к другим. Изменилась форма контроля над природными и трудовыми ресурсами Африки, но влияние политики прошлого ощутимо.

ФРГ еще с середины прошлого века начала плотно обосновываться на африканской земле. Уже в 1970-е там насчитывалось около 450 представительств немецких компаний, которые обеспечивали работой до 40 тыс. местных жителей. Один из ведущих немецких автоконцернов, BMW, начал активную деятельность в Африке в начале 1970-х (в основном в Намибии и ЮАР), сейчас на всем континенте на него работает около 42 тыс. сотрудников.

Прибыль западные ТНК выводят без особых проблем. Так, по исследованию газеты Guardian, ежегодно транснациональные компании выводят с континента около 46,3 млрд долларов - больше, чем выручают с выплат по долговым обязательствам, полулегальной рыбной ловли и прибыли с проектов по защите окружающей среды. По сообщению Oxfam (Оксфордский комитет помощи голодающим), налоги западные ТНК с этих миллиардов не платят. По статистике Всемирного банка, наибольшую прибыль европейские и американские ТНК извлекают из арабской Африки (Алжир, Марокко, Египет) и из самых южных государств (ЮАР, Намибия, Ботсвана, Свазиленд), наименьшую - из центральных регионов (Мали, ДРК, ЦАР, Бурунди).

Франция в свое время сыграла ключевую роль в уничтожении режима Муаммара Каддафи в Ливии - в первую очередь защищая свои экономические, в частности нефтяные, интересы. (С 2009 года отношения Каддафи с европейским бизнесом резко охладели, а французские компании получали ряд новых требований.) Теперь же Ливия стала центром работорговли. В надежде попасть в ЕС беженцы из других африканских стран приезжают в Ливию, являющуюся основным пунктом переправы, - и попадают на невольничьи рынки.

Утилитаристское отношение европейских стран к бывшим колониям проявляется также в экспорте мусора на Черный континент. В Гане близ поселения Агбогблоши расположена крупнейшая в мире свалка электроники, импортирующейся из стран Запада по 10 долларов за тонну - захоронить опасные отходы выйдет дороже в 500 раз. А перерабатывается всего около 25% электронного мусора. Вот так Европа заботится об одной из бывших колоний. Она, по большому счету, пытается заплатить за то, что так и не выучилась на своих ошибках, - обеспечить африканцев рабочими местами и каким-никаким, но заработком. И таким образом решить проблемы с мигрантами: дать им работу на месте, чтобы не отобрали работу, труд, жизнь уже в самой Европе.

США ведут бизнес в Африке, как и в любой другой стране с дешевой рабочей силой. Еще до начала Второй мировой войны такие американские гиганты, как General Motors, Chrysler и Ford, довольно успешно функционировали в ЮАР. Во время войны США производили там боевую технику. В 1982 году General Motors насчитывала 10 тысяч работников в ЮАР, из которых 25% были этническими африканцами и которым платили по 110 долларов в месяц; позже компания была вынуждена свернуть производство в этой стране из-за политического давления. В последние годы официально в южноафриканском филиале компании работали 2000 человек. В мае 2017 года GM объявила о закрытии филиала в Южной Африке.

Чтобы хоть отчасти решить проблему бедности и безработицы, ряд африканских правительств инициирует программы общественных работ, не требующих квалифицированной рабочей силы: строительство дорог, школ, больниц. Оплачивается такой труд невысоко, и все это очень напоминает американскую политику во времена Великой депрессии.

Политическая карта Африки кажется расчерченной по линейке, что, в принципе, недалеко от правды. В истории отношений Африки и стран Европы трудно выделить какой-то определенный период, когда самый жаркий континент не подвергался бы откровенному высасыванию ресурсов и использованию в чисто коммерческих интересах. Британская, Французская, Германская империи не стеснялись использовать любой предлог, при этом, как и сегодня, не брезговали кидаться высокопарными речами - разве что не о правах человека, а о просвещении.

КИТАЙСКИЙ ВАРИАНТ

Казалось бы, при чем тут Китайская Народная Республика? Не гнушающаяся отломить себе кусок африканского пирога, КНР имеет непосредственное отношение к разделыванию африканского труда на составляющие. Еще в 2011 году было анонсировано изменение налоговой и трудовой политики КНР в отношении иностранных компаний, работающих на территории страны. С приходом к власти Си Цзиньпина (2013) КНР начала вести протекционистскую политику: успехи собственных компаний для страны теперь намного важнее, чем присутствие западных ТНК. В августе 2014 года Торговая палата США провела опрос среди американских компаний, работающих в КНР: более 60% высказались об ухудшении условий работы в Китае. Такой же опрос позже проводила и Европейская торговая палата среди европейских компаний и получила аналогичные результаты. Одновременно с принятием мер в отношении зарубежных фирм КНР значительно упростила правила ведения бизнеса для “своих” - к примеру, был отменен минимальный размер уставного капитала.

Сама КНР в своих действиях в Африке мало чем отличается от крупнейших западных ТНК. Есть вещи, больше свидетельствующие о “мягкости” КНР по сравнению с западными странами: выдает кредиты без политических требований, делится технологиями, инвестирует чаще напрямую, а не через местную власть, а также расширяет использование юаня при совершении сделок. Недавно получившая китайский кредит в размере 2 млрд долларов Ангола резко утратила интерес к программам финансовой поддержки МВФ. Успех КНР в Африке гарантирован тем, что страна использует передовую инфраструктуру и дешевую рабочую силу. По разным данным, на зарплаты рабочим Поднебесная расщедриться не спешит. Так, китайская горнодобывающая фирма NFCA платит простым рабочим 35 - 40 долларов в месяц, топ-менеджерам - по 600.

Для увеличения прибыли китайские компании в Африке не тратятся на хорошие жилищные условия и медицинскую страховку для работников, но, в отличие от западных бизнесменов, на своих граждан КНР тоже особо не раскошеливается. ТНК Китая не так много внимания уделяют и технике безопасности. К примеру, когда замбийское месторождение недалеко от Луаншьи купила в 2008 году горнодобывающая компания CNMC, африканские работники подняли бунт из-за несоблюдения китайцами техники безопасности. Новых хозяев сравнивали с прежними - шведской корпорацией, при которой было максимум одно происшествие в месяц.

Самыми низкими зарплатами отметилось китайское предприятие Urafiki Textiles, действующее в Танзании (15 - 30 долларов в месяц). И это - при 12-часовом рабочем дне, установленном на фабриках компании несмотря на протесты профсоюзных организаций. Есть предположение, что крайне низкая заработная плата на китайских предприятиях объясняется пристрастием Поднебесной к внештатной занятости, не обеспеченной какими-либо договорами. Как следствие, при несчастных случаях на производстве Африка перед КНР абсолютно бессильна.

ЮГ - ЮГ

Интересную модель деятельности в Африке предложили Индия и Бразилия. Индия активно участвует в фармацевтическом рынке африканских стран, снабжая континент дешевыми лекарствами и медицинскими изделиями (за исключением контрацептивов), в том числе от лихорадки Эбола. Согласно Докладу о мировых инвестициях за 2016 год (ЮНКТАД), Индия стала крупнейшим инвестором в африканские страны. Индийские компании нередко сталкиваются при этом с разными проблемами. Так, по утверждению профессора Университета им. Джавахарлала Неру Аджая Кумара, одна из ключевых индийских ТНК, ONGC Videsh, сталкивается с такими трудностями: “ресурсный национализм, дефицит квалифицированных кадров, отсутствие технологий и различная степень логистического развития”. Тем не менее Индия сегодня является одним из наиболее популярных бизнес-партнеров на Черном континенте.

Бразилия тоже предлагает Африке сотрудничество в рамках так называемого “Южного партнерства”. По словам одного из кенийских экспертов, “у каждой африканской проблемы есть бразильское решение”. Ряд ТНК успели оказаться в центре скандалов. Бразильский строительный конгломерат Odebrecht, несмотря на успешное функционирование в Африке, подвергается обвинениям в коррупции в разных странах мира (в частности, в Латинской Америке). Мало того, по сообщениям журналиста Рафаэля Маркеса, рабочие на ангольской алмазной шахте близ города Лузамба, принадлежащей бразильской компании, подвергались издевательствам: их заставляли работать голыми и заниматься непристойными вещами перед охранниками.

ПРАВОВАЯ ЛАЗЕЙКА

Корень проблемы, как это обычно бывает, лежит в правовом поле. Дело в том, что деятельность транснациональных корпораций на территории Африки практически не регулируется - отсутствует какой-либо международный нормативный свод правил (большинство документов, принятых ООН, носит рекомендательный характер). С учетом специфики ведения бизнеса в африканских странах маловероятно, что в ближайшие десятилетие деловая и трудовая модель бизнеса ТНК на “черном” континенте будет изменена.

В 1974 году ООН приняла так называемую Хартию регулирования экономической деятельности. В общем и целом, ключевая норма в отношении ТНК такова: с момента создания филиала законы страны базирования ТНК прекращают свое действие и в силу вступает национальное законодательство принимающей страны. Кроме того, нормы Хартии должны быть так или иначе имплементированы в национальное законодательство.

Отсутствие единого, унифицированного документа, регулирующего деятельность ТНК, объясняется разногласиями на разных уровнях: между самими корпорациями, между корпорациями и государством, между государствами, между надгосударственными организациями.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ЦЕПОЧКИ РАБСТВА

Африку не миновала череда разоблачений, связанных с глобальными цепочками поставок - но отнюдь не контрафактной продукции, спиртного или наркотиков, а людей. На саммите в Давосе в январе 2016 года представитель Международной конфедерации профсоюзов (МКП) выступил с докладом, изобличающим поставленную на поток незаконную торговлю трудовыми ресурсами. В частности, отметил многомиллиардные прибыли за счет использования скрытых трудовых ресурсов в Азии и Африке.

А в феврале 2016 года глава МКП Шаран Барроу выступила с обвинением в адрес ТНК: “Прибыль извлекается за счет низких зарплат, условий труда, сопряженных с постоянным риском травм и смертельного исхода. Прибыль повышается за счет налоговых махинаций или трагически связана с загрязнением места производства”.

Что касается африканских стран, то маховик незаконного использования труда транснациональными корпорациями раскручен на полную мощность. По оценке Международной организации труда, в 2017 году в Африке на каждую тысячу человек приходится восемь рабов, а каждый пятый ребенок вовлечен в незаконную трудовую деятельность, по большей части в области сельского хозяйства. Длина рабочей недели детей доходит до 43 часов.

Западноафриканские страны, в частности Гана и Кот-д’Ивуар, используются крупнейшими производителями шоколадной продукции (Mars, Nestle, Hershey`s). По данным Oxfam, компании платили менее 2 долларов в день незаконно работающим там детям. Шоколадные гиганты оказались в центре журналистских и правовых разоблачений с 2009 года, тем не менее ситуацию исправлять не спешат. В большей степени потому, что механизмов регулирования деятельности ТНК со стороны национальных правительств в Африке нет.

Под давлением МОТ и правозащитных организаций некоторые ТНК, правда, идут на уступки и предпринимают действия для облегчения положения своих официальных и неофициальных сотрудников. Nestle с 2012 года стала первым партнером Ассоциации справедливого труда. В ответ на отчет, в котором отражена система незаконного оборота какао и использования детского труда в Кот-д’Ивуаре, Nestle разработала систему мониторинга и ликвидации последствий детского труда (последствий как для самих детей, так и для экономики стран). Кроме того, компания бесплатно консультирует работников по техническим и юридическим вопросам.

ПРОФСОЮЗНОЕ МНЕНИЕ

Профсоюзное движение на территории Африки развито неравномерно - и, как следствие, отношение к деятельности зарубежных корпораций у профсоюзов довольно сложное. Согласно исследованию, проведенному Solidarity Center (международный орган профобъединения АФТ-КПП), положение профсоюзных организаций зависит от двух ключевых факторов: позиции официальных властей и международных вызовов, с которыми профсоюзы сталкиваются. К примеру, в Свазиленде деятельность объединений работников запрещена на законодательном уровне. В Либерии после очередного внутриполитического конфликта наблюдается парадоксальная ситуация: относительно сильные профсоюзы и очень слабая федерация, которая их объединяет. В Замбии происходят прямые столкновения между профсоюзами и профобъединениями. Согласно исследованию, на организации работников давит тот факт, что страны Африки в целом испытывают экономический рост без видимого улучшения условий труда.

Относительно слаженную работу профобъединений в области выстраивания отношений рабочих и компаний, в частности иностранных, в Африке южнее Сахары демонстрирует ЮАР. Профобъединение COSATU (Конгресс южноафриканских профсоюзов) не раз содействовало отстаиванию прав работников, и, разумеется, не упустило случая отметиться в недавнем скандале, в центре которого оказался нидерландский алкогольный гигант Heineken. В ноябре 293 сотрудника пожаловались на низкую зарплату (по сдельной системе) и 12-часовый рабочий день. Согласно расчетным ведомостям, ежедневный заработок сотрудников едва покрывал расходы на проезд на работу. В протестах работников поддержало главное профобъединение ЮАР в области пищевой промышленности - FAWU, но сами работники эту поддержку принимать не спешат. По их словам, “работники подписывают новые контракты только потому, что им угрожают. Известно также, что FAWU имеет налаженные связи с управляющими компанией и торгует нашими правами”. Вообще, Heineken при ведении бизнеса в других странах нередко использует сеть посредников и субподрядчиков - довольно обыденная для ЮАР практика. Представители COSATU полагают, что компания успешно использует трудовую систему страны в своих целях - именно поэтому профобъединение требует радикальных изменений в трудовом законодательстве. Для сравнения: Китай использует противоположную схему прямых иностранных инвестиций.

По мнению представителя южноафриканской организации CWAO (Офис помощи временным работникам) Игшаана Шрёдера, “трудовое посредничество постепенно вытесняет систему постоянного трудового найма при помощи низкооплачиваемых, неорганизованных сотрудников лишь с целью увеличения прибыли компании-бенефициара. Система апартеида просто переродилась в другой форме”.

Ранее FAWU и в меньшей степени COSATU поддерживали протестующих против концерна Coca-Cola. В октябрьской забастовке 2017 года приняли участие около 1800 человек. Они выступали за регламентированный рабочий график (в частности, за введение постоянных работников для выхода в ночную смену, повышение выплат за переработки, в том числе за работу в выходные и праздники) и за обязательное присутствие второго водителя, если время доставки превышает 36 часов. Удалось, правда, добиться только повышения зарплаты на 7% - но FAWU останавливаться не собирается.

Автор материала:
Анна Галустьян
E-mail: galustian@solidarnost.org

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности