Навязывать коллективу членство в удобном работодателю профсоюзе и назначать на пост председателя профкома действующего представителя администрации директор керченского судостроительного завода “Залив” считает нормальной практикой. В Общероссийском профсоюзе работников судостроения, судоремонта и морской техники мириться с такой позицией не намерены.
С переходом Крыма под российскую юрисдикцию перед профсоюзными организациями полуострова встала задача выбрать себе те профструктуры, в которых они смогут работать наиболее эффективно. Профорганизации керченского судостроительного завода “Залив” было предложено два варианта: Общероссийский профсоюз работников судостроения, судоремонта и морской техники (Судпроф) и Российский профсоюз работников судостроения (РПРС). Обе эти организации входят в ФНПР, но структура их несколько различается.
Руководство РПРС предложило первичке войти в республиканскую организацию своего профсоюза. На “Заливе” этот вариант интеграции сочли неудобным, поскольку региональный орган профсоюза был создан в Севастополе, то есть в городе, который к Республике Крым административно не относится, являясь отдельным субъектом Российской Федерации. Кроме того, первичка “Залива” ранее входила в соответствующий украинский отраслевой профсоюз, напрямую подчиняясь его центральному комитету, и считала этот вариант для себя более подходящим. Именно такие условия - непосредственное подчинение центральному комитету - и были предложены организации Общероссийским профсоюзом работников судостроения, судоремонта и морской техники. В Судпроф первичка “Залива” в итоге и решила войти.
После принятия конференцией соответствующего решения между председателем профорганизации завода “Залив” Сергеем Охрименко и председателем РПРС Алексеем Булановым состоялся телефонный разговор, по результатам которого вопрос, как тогда казалось, был закрыт.
- Я постарался объяснить, что решение принято конференцией и пересматривать его в ближайшее время нецелесообразно, - вспоминает Сергей Охрименко. - И что хотя мы и входим в Судпроф, цели и задачи у нас остаются едиными, и мы, первички ведущих судостроительных предприятий Крыма, всегда будем коллегами и друзьями РПРС. У меня осталось очень хорошее впечатление от этого разговора: в моем представлении, на другом конце провода находился умный руководитель высочайшего ранга, настоящий радетель профсоюзного движения и добрый друг.
Однако последующие события на заводе привели к нездоровой конкуренции между двумя профсоюзами.
После перерегистрации предприятия по российскому законодательству директором был назначен Андрей Жердев. Профсоюзная организация завода объединяла 560 работников, или 40% от трудового коллектива.
- Первые дни не предвещали ничего плохого, - рассказывает Сергей Охрименко. - Новый директор собрал профактив, наобещал всего - и “зеленую улицу”, и помощь в работе, и даже дружбу! Скажу честно, мы пару дней пребывали в эйфории. Еще бы! После недоброжелательных прежних руководителей, которые не шли на контакт, игнорировали почти все требования заводского профсоюза, урезали до минимума оклады и тарифные ставки работников, с задержками перечисляли профвзносы и совсем не выделяли средств на культмассовую и спортивно-оздоровительную работу, новая дирекция вдруг предложила нам райскую жизнь.
В отличие от других предприятий отрасли, расположенных в Крыму, например, феодосийского судостроительного завода “Море”, производство на керченском заводе было восстановлено довольно быстро. Уже в декабре 2014 года в главном цеху предприятия состоялась торжественная закладка двух универсальных морских танкеров, а также дан старт строительству нового жилищного массива для заводчан, проект которого заморозили еще во время перестройки. Однако радостное настроение работников предприятия сменилось тревожным.
Первым серьезным поводом для конфликта между работодателем и профсоюзом стал вопрос о погашении задолженности по зарплате, возникшей за время перерегистрации предприятия.
С момента официального трудоустройства в уже российскую компанию зарплата работникам стала выплачиваться своевременно и полностью. Но до этого, пока предприятие числилось украинским, хотя его тогдашний владелец Константин Жеваго фактически утратил над ним контроль, зарплат никто не платил. Взыскивать эту задолженность новое руководство отправило работников в украинские суды.
Следующий конфликт случился из-за требования профсоюза согласовывать с представителями работников размеры окладов и тарифных ставок. В результате администрацией было принято решение создать другую профсоюзную организацию.
Для создания профсоюзной первички по закону достаточно, чтобы в нее вошли как минимум три человека. Из трех человек она первое время и состояла, причем одним из них оказался директор завода, а вторым - его заместитель.
- 11 декабря дирекция провела “открытое профсоюзное собрание”, где г-н Жердев объявил народу о создании новой профорганизации и представил нового “председателя профкома”, который “будет не расходовать членские взносы на свою зарплату, а тянуть лямку в должности начальника отдела маркетинга и возглавлять организацию по совместительству”, - рассказывает Сергей Охрименко.
По информации, полученной из ЦК Судпрофа, сегодня в созданной таким образом профсоюзной организации состоит “порядка 20 - 30 человек”. То обстоятельство, что работодатель отказывается признавать организацию, в которой состоит почти 600 человек, и готов работать только со “своей”, председатель ЦК Судпрофа Евгений Васильев называет самодурством.
- Мы будем финансово помогать нашей профсоюзной организации, - сказал профлидер. - Но главная задача, конечно, состоит не в финансовой помощи, а в том, чтобы заставить работодателя соблюдать закон.
В настоящее время созданная директором организация проходит регистрацию в качестве первички РПРС, что подтвердили в его ЦК.
- Сейчас проводятся мероприятия по регистрации профсоюзной организации, - рассказал председатель ЦК РПРС Алексей Буланов. - На сегодняшний момент отношения с работодателем складываются нормально, претензий с нашей стороны нет. Конечно, есть определенные трудности с загрузкой завода, но предприятия с материка помогают с заказами и зарплаты выплачиваются вовремя.
Выбор профсоюза, сделанный администрацией, выглядит вполне логичным. В настоящее время национализированным судостроительным заводам полуострова назначены предприятия-кураторы с материка, в задачу которых входит обеспечение крымчан заказами и помощь при адаптации к российскому законодательству. Куратор “Залива” - Зеленодольский судостроительный завод имени А.М. Горького, профорганизация которого входит в РПРС. Но вот допустимо ли позволять работодателю принимать такие решения, игнорируя мнение профактива предприятия, - этот вопрос руководители двух профсоюзов планируют обсудить в ближайшее время.