Как правило, тему насилия в школах поднимают, пытаясь защитить детей. Но на практике педагоги оказались более беззащитны: две трети учителей сталкивались с насилием в свой адрес, а половина получала угрозы. Необеспеченные учителя становятся мишенью в два раза чаще. Эти факты обсудили на конференции “Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений”.
Учителя в три раза чаще сталкиваются с насилием от учеников, чем ученики от учителей, об этом рассказали на конференции “Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений”, состоявшейся 4 апреля. Мероприятие было организовано профсоюзом работников образования и науки РФ совместно с Министерством образования.
- Получается, что решение проблемы насилия в школе, теоретически, возлагается на социальных работников, которые есть далеко не в каждой школе, и на психологов. А на практике с насилием сталкиваются каждый день как раз учителя, - констатировала председатель профсоюза Галина Меркулова.
Напомним, что “Солидарность” уже рассказывала о подобных случаях в материале “Непедагогические методы”. Между тем становится известно все больше историй, где пострадавшими оказываются педагоги. В январе в одном из учебных заведений Перми произошла массовая резня - школьник и бывший ученик нанесли удары 15 людям. Из них 12 были госпитализированы, а пятерым, в том числе учительнице, потребовались срочные операции.
70% опрошенных педагогов заявили, что регулярно сталкиваются с формами буллинга (травли):
- ученики дразнят учителя, придумывают клички и прозвища, игнорируют учителя;
- обсуждают его личную жизнь;
- демонстрируют свое презрение с помощью жестов и взглядов;
- специально нарушают дисциплину на систематической основе;
- отказываются выполнять требования преподавателей.
По данным исследования, проведенного проектно-учебной лабораторией образовательной и молодежной журналистики НИУ ВШЭ
Есть примеры травли учителей и со стороны родителей. Так, месяц назад семья второклассника сыктывкарской школы № 12 сообщила местному новостному порталу, что их классного руководителя терроризирует мать одних из учеников. Дама постоянно писала жалобы и доносы на учительницу, обвиняя ее в том, что она плохой педагог и обижает ее детей.
- Причем такую же истерику она устраивала и в первом классе, после чего ее детей перевели к нам. И теперь мы все страдаем! У нас хороший преподаватель, все ею довольны. И никто ничего не может сделать с этой бешеной мамашей. Учительница даже написала заявление об уходе. Нашу просьбу создать для нас отдельный класс удовлетворить не смогли из-за отсутствия финансирования, - рассказала родительница.
Управление образования города подтвердило факт конфликта, но уверило, что он уже разрешился.
По данным исследования, проведенного проектно-учебной лабораторией образовательной и молодежной журналистики НИУ ВШЭ, около половины учителей сталкивались с угрозами обучающихся. В исследовании приняли участие 2800 педагогов из 75 регионов страны.
Кроме этого встречаются прямые угрозы, негативные высказывания интимного характера, кибербуллиг. Учителя с низким материальным достатком подвергаются травле в два раза чаще своих более состоятельных коллег (надо сказать, критерии материального достатка в этом исследовании не были высоки - хватает ли семье педагога на еду). Что характерно, четверть педагогов никому не рассказывает о проблемах с травлей. Авторы исследования указывают, что такое положение вещей ведет к профессиональному выгоранию педагогов и агрессивному отношению к ученикам.
- Родители обучающихся - 46,3%;
- администрация - 46%;
- обучающиеся - 34,9%;
- коллеги - 12,6%.
По данным опроса, проведенного профсоюзом работников образования и науки РФ
По словам Михаила Авдеенко, зампредседателя профсоюза, чаще всего с жалобами в таких ситуациях педагоги идут к руководству и в профсоюз. И только потом в правоохранительные органы - к полицейским доходят лишь 19% пострадавших.
Профсоюз провел свой опрос - в нем приняли участие больше полутора тысяч учителей из 68 регионов. 22% респондентов сказали, что лично знают о случаях насилия по отношению к учителям. Основную причину нападения учеников они видят в немотивированной детской агрессии (84% опрошенных) и неадекватном состоянии обучающихся (30%). Лишь 9,3% респондентов назвали причиной “провокационное поведение самого педагогического работника”.
Неадекватное поведение учеников - подчас реальная проблема, однако практически нерешаемая. Для примера, пару недель назад получил огласку случай в одной из школ Набережных Челнов. Там четвероклассник принес в школу нож, а когда оружие отобрали, ученик угрожал “всех расстрелять”. Это был не первый случай агрессии со стороны данного ребенка - он уже нападал на учителя с ручкой. Однако все, что ему грозит, - постановка на учет в отдел по делам несовершеннолетних.
Касательно личного опыта, 96,6% педагогов сталкивались с психологическим насилием, с физическим - 5,8%. На сексуальное насилие не пожаловался никто. Неадекватное состояние родителей 78% педагогов назвали основной причиной конфликтов с ними.
Большинство опрошенных профсоюзом педагогов считают, что в первую очередь для решения проблемы необходимо принять федеральный закон “О защите прав педагога”.
Проблема насилия в отношении школьных учителей актуальна не только для России. “Солидарность” собрала небольшую подборку случаев нападения на преподавателей в разных странах - и последовавших за этим наказаний.
В мире десятки учителей подвергаются нападениям как со стороны участников образовательного процесса, так и со стороны третьих лиц. С давлением и откровенными нападками родителей сталкиваются школьные учителя швейцарского кантона Тургау. По словам представителя ассоциации педагогов кантона Энн Варенн, “учителя постоянно жалуются, что родители вмешиваются в решение вопроса о типе или уровне распределения учащихся для перехода в среднюю школу”.
В соседней Австрии участились нападения учеников на преподавателей. Как сообщил представитель австрийского профсоюза учителей Кимбергер, только в прошлом году рассматривалось около 70 дел, в которых фигурировали ученики, нанесшие вред здоровью преподавателей.
Одним из наиболее жестоких случаев можно считать убийство ученика и преподавателя (заколоты ножом) в одной из школ небольшого шведского городка Тролльхеттан в октябре 2015 года. Убийца был застрелен на месте, им оказался 21-летний молодой человек. Как сообщалось, киллер был ранее замечен в явных симпатиях к правоэкстремистским группировкам, а школа выделяется большим количеством учеников-мигрантов. Ряд СМИ поспешили обвинить шведские школы в слабой системе безопасности.
В 2015 году 15-летний школьник в Дюссельдорфе (Германия) предстал перед судом по делам молодежи за нападение на четырех учительниц. Парень не воспринимал критику и замечания, реагировал на них угрозами. Одну из учительниц он облил краской, другой - угрожал расправой. Издание Rheinische Post сообщало, что молодой человек был осужден за свои действия. Ранее в начальной школе в Гамбурге одиннадцатилетний мальчик избил учителя кулаками. В профессиональном училище в Вуппертале ученик сломал нос социальному работнику, потому что тот попросил его правильно отсортировать документы. Школьные учителя не всегда находят поддержку у представителей власти. Так, бывший канцлер Герхард Шрёдер как-то назвал учителей “ленивыми мешками”.
В столице Канады в апреле 2016 года проводы на пенсию преподавателя с многолетним опытом Тони Ламоники были омрачены нападением его бывшего студента. Ламоники позже пояснил, что просто пытался вступиться за девушку, к которой приставал в коридоре школы этот студент. На что юноша среагировал не вполне адекватно - бросил преподавателя через стол (в результате тот получил перелом шейки бедра). Хотя безопасность учителей гарантируется законодательством, по мнению главы Федерации учителей Британской Колумбии, “преподаватели с неохотой подают жалобы на нарушения их прав”.
В начальных школах Японии в 2000-х годах распространилось так называемое Гаккю-Хо-Кай - разгром классных комнат. Поведение школьников выходило из-под контроля учителей, и все заканчивалось тем, что ученики просто громили аудитории. А в октябре 2017 года студент старшей школы в городе Фукуока был арестован за то, что пнул и попытался задушить 23-летнего преподавателя прямо во время урока, когда выполнял задание у доски. Директор школы поспешил обвинить в инциденте социальные сети, поскольку дело стало резонансным после публикации ролика о конфликте в “Твиттере”.
Порой травля учителей и нападки со стороны учеников приводят к трагедии. В октябре 2011 года 44-летняя преподавательница средней школы во французском городе Безье облила себя бензином и подожгла прямо на заднем дворе школы. Ожоги были настолько тяжелыми, что пострадавшая умерла в больнице. Коллеги рассказали, что к отчаянному поступку женщину подтолкнула критика учеников, считавших ее слишком строгим преподавателем.
В подготовке материала принимала участие Анна Галустьян