С 1 января в четырех российских регионах начнется эксперимент по взиманию с некоторых категорий трудящегося населения “налога на профессиональный доход”. Или, как говорят чаще, “на самозанятых”. Впрочем, заставлять платить новый налог никто не будет, по крайней мере ближайшие десять лет. Что так и подмывает подвести итоги будущего десятилетнего эксперимента уже сегодня... Этим и занялись представители думской оппозиции во время обсуждения вопроса 15 ноября, но ожидаемо проиграли спор.
Москва, Подмосковье, Калужская область и Татарстан с 2019 года станут площадками для очередного экономического эксперимента. Предмет исследования можно коротко сформулировать так: станет ли население платить новый налог, если за неуплату ничего не грозит. Речь идет о “законе о самозанятых”, как его для простоты прозвали СМИ. Вопрос о том, что делать с людьми, которые как-то себя кормят, но не платят за это налогов, обсуждался довольно давно. Не стоит только смешивать его с проблемой “черных” и “серых” зарплат: самозанятый гражданин, сказано в новом законе, работодателя (или, скорее, “конвертодателя”) не имеет. Равно как и наемных работников.
В общем, найденный ответ таков: ввести для “граждан, получающих доход от личной трудовой деятельности” новый налог - “на профессиональный доход”. Если оказываешь услуги или продаешь товары физлицам - то 4% годовых; если юридическим или индивидуальным предпринимателям - то все 6%. Еще один признак самозанятого: его максимальный доход не должен превышать 2,4 млн рублей в год. Кроме того, новый налоговый режим не для вас, если вы торгуете подакцизными товарами: алкоголем, табаком, бензином и так далее. (Что логично: для контрабандистов предусмотрен “режим” построже.) Оказание юридических услуг под действие закона также не подпадает.
Так на кого же, в конце концов, будет распространяться закон? Его соавтор, глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров (фракция “ЕР”, на фото) поясняет на сайте Госдумы: “Здесь нужно в первую очередь подходить с точки зрения здравого смысла: например, налог не станут взимать с того, кто помог вскопать соседу грядку, но если человек на регулярной основе занимается тем, что вспахивает грядки и зарабатывает этим, мы данным законом даем возможность самому легализоваться”.
Вопрос о том, чего ради вообще такому пахарю, продавцу молока или репетитору по математике вставать на учет в налоговую, повисает в воздухе, несмотря на все разъяснения. По словам Андрея Макарова, “данный закон направлен на то, чтобы из “серой зоны” имели возможность выйти те люди, которые никак не зарегистрированы”. Ради того только, видимо, чтобы просто лишаться 4 - 6% дохода. Потому что, говорит депутат, “это закон, который предоставляет право, а не налагает обязанности”. И “не устанавливает никаких дополнительных налоговых проверок или возможности кого‑то поймать за неуплату налогов”.
Правда, Макаров напоминает о том, что уклонение от уплаты налогов у нас и так наказуемо (то есть отдельной прописи в новом законе не требует). Но тут достаточно вернуться к приведенному выше примеру с грядками: как государство докажет, что товарищ Иванов за фиксированную плату перекопал огороды всем соседским бабушкам? Может, не перекопал. Может, не за плату. А может, и не было его, товарища Иванова? Ведь он, как минимум, чеков соседкам не выдает. А нет документа - нет человека...
- [В законопроекте] есть одна хорошая вещь - это то, что от категории самозанятых отсекаются лица наемного труда. У нас правительство регулярно включает в категорию самозанятых наемный рабочий класс, - прокомментировал инициативу во время ее обсуждения 15 ноября член комитета Госдумы по труду Олег Шеин (“СР”). - Но мы не видим тех самых людей, которым нужно принятие данного закона. Когда речь идет о том, что закон “нужен людям”, возникает вопрос: каким людям он нужен, и где же люди работают?
В “Справедливой России”, сообщил Шеин, не видят мотивов, по которым самозанятые стали бы пользоваться данным законом. Зато видят риск массового перехода индивидуальных предпринимателей в категорию самозанятых, что повлечет за собой выпадение доходов из местных бюджетов. Особых плюсов от инициативы не видят и во фракции ЛДПР. Об этом рассказал ее представитель, глава комитета по труду Ярослав Нилов:
- Если государство создает необходимые условия, то гражданин, работая, должен платить налоги. Но у нас данный вопрос находится много лет в запущенном положении. И сегодня, когда мы видим, как реагирует общество на любые предложения, связанные с увеличением налогов, мы понимаем, что к этому вопросу нужно подходить очень осторожно, - считает Нилов.
Причина такой осторожности кроется, в том числе, в чисто прагматических расчетах. Дело в том, что часть уплаченного налога планируется оставлять в региональном бюджете, а еще часть будет переходить в Фонд ОМС. Регионам, которые сейчас вынуждены платить по медстраховке за многих самозанятых как за безработных, это, конечно, выгодно. Но стимула для самих людей - снова не прослеживается. По словам Нилова, было бы лучше, если бы часть налога шла не на ОМС, а в Пенсионный фонд.
- Государство обязано предоставить каждому гражданину право на труд, - это уже напоминала коллегам член фракции КПРФ Вера Ганзя. - Если наше руководство не может... Если наша страна не может, - тут же поправилась она, - предоставить гражданину это право... значит, нужно искать виноватых в другом месте. И не накладывать лишние обязательства на тех людей, которые сегодня сами должны заботиться о своем благополучии и зарабатывать кто как может.
Все это означало, как можно догадаться, что коммунисты голосовать за законопроект тоже не будут. Предпочитая искать альтернативные пути выхода самозанятых из тени. И некоторые даже уже нашли. Вернее, вспомнили - про 25 млн рабочих мест, обещанных в президентских указах 2012 года.
- Вот когда вот это, так скажем, пожелание президента будет реализовано - вот тогда мы не будем вылавливать этих самозанятых, и вообще их тогда просто-напросто не будет, - уверена Ганзя. - Облагать эту категорию людей новым налогом просто нельзя, нужно искать другие варианты.
У “Единой России”, однако, есть в арсенале несокрушимый и универсальный аргумент - количество членов фракции в Думе. Так что со следующего года мы сможем наблюдать за действием нового закона на практике в четырех регионах страны. Пока что, исходя из теории, представленной в прениях, из претворения инициативы в жизнь не следует ничего особенного - ни хорошего, ни даже плохого. Разве что, как сказал независимый депутат Рифат Шайхутдинов, Дума, принимая этот закон, отодвигает решение проблемы с самозанятыми еще на десять лет.
Из рубрики "Парламентская хроника"