Центральная профсоюзная газета16+
Чего боятся россияне во время кризиса

По версии ученых из Института социологии РАН

Значительная часть наших сограждан готовы отказаться от иностранных продуктов питания, турпоездок и даже социальных сетей, но категорически против “заморозки” зарплат и повышения налогов. Чего боятся наемные работники в кризис и сколько фактически они сегодня трудятся, рассказали социологи из Российской академии наук.

К концу 2014 года произошел заметный рост (с 43% до 53%) доли населения, которое считает ситуацию в стране напряженной, кризисной. Однако основные опасения россиян касательно ухудшения уровня жизни относятся не к санкциям со стороны западных стран, а к просчетам во внутренней политике и бесконтрольному повышению цен. Об этом 28 января ученые из Института социологии РАН рассказали на пресс-конференции, где представили исследование российского общества в контексте новых реалий.

Что будут делать наши сограждане в случае ухудшения экономической ситуации? Они готовы отказаться от некоторых благ (см. таблицу), но вряд ли станут искать дополнительную работу. Связано это не с ленью, а с тем, что россияне и так серьезно перерабатывают. По данным главы Института социологии РАН Михаила Горшкова, рабочий день россиянина длится в среднем не восемь часов, как положено по Трудовому кодексу, а девять, при этом каждый седьмой опрошенный трудится по двенадцать и более часов в день.

Готовность пойти на ограничения ради укрепления положения страны, 2014 г., %

Ограничения

Готовы

Не готовы

Не касается

Отказаться от:

 

 

 

продуктов питания из стран Запада

80

12

8

западных товаров длительного пользования

64

26

10

туристических и деловых поездок в страны Евросоюза и США

55

18

27

хранения денег в иностранной валюте

51

12

37

использования банковских карточек Visa и MasterCard

46

24

30

пользования интернетом и некоторыми социальными сетями

37

41

22

Согласиться с:

 

 

 

повышением налогов для граждан

12

82

6

замораживанием в ближайшие годы заработных плат и пенсий

10

84

6

Каждый пятый респондент трудится меньше положенного времени, но в число этих счастливчиков входят пенсионеры, которые заняты неполный рабочий день или неполную неделю. Максимальные же нагрузки приходятся на жителей мегаполисов в возрасте 31 - 40 лет. Несмотря на переработки, эти люди боятся потерять место. Во всяком случае, 40% считают такой исход вероятным уже в ближайшем году. Допускают потерю места, хотя находят такую возможность маловероятной, 44%, и только 16% абсолютно уверены, что этого не произойдет.

Цифры сильно различаются от региона к региону. В прочности своих позиций на рынке труда больше всех уверены представители Москвы и Екатеринбурга: четверть респондентов совсем не боятся безработицы, а еще 44 - 46% считают ее маловероятной. В Нижегородской области, Дагестане, Крыму, Приморском крае доля допускающих для себя вероятность потери работы превышает 60%, причем в Дагестане и Приморском крае три четверти всех трудящихся считают это вероятным уже в ближайшем году.

Спокойнее всех ощущают себя работники в малых городах, а наименее уверенно - жители средних городов с численностью населения от 250 тыс. до 500 тыс. - там половина респондентов считают потерю работы в ближайший год возможной.

“Очевидно, именно здесь проходит своего рода “разлом”, вскрывающий болевые точки российской экономики, поскольку в меньших городах, в значительной степени обескровленных миграцией в более крупные населенные пункты и в большей степени сохранивших традиционный жизненный уклад, и риски, и страхи безработицы меньше, чем в средних, лишенных, с одной стороны, этих преимуществ, а с другой - преимуществ масштаба рынка труда более крупных городов, особенно городов-миллионников, где какая-нибудь работа в случае острой необходимости всегда найдется”, - говорится в докладе.

Если говорить о сферах деятельности, то наибольшую обеспокоенность высказывали работники торговли и сферы бытового обслуживания, а также технический персонал офисов и служащие без высшего образования.

За последние год-полтора уровень доходов россиян заметно вырос, что подтверждают не только статистические, но и социологические данные. И у власти, и у населения это вызвало “эйфорию относительного благополучия”. Однако доходы сильно различаются даже в одной и той же социальной группе. По разным слоям разрыв между “верхами” и “низами” колеблется от 4,5 до 40 раз (см. диаграмму). Таким образом, в каждом регионе свой “запас прочности” на уровне домохозяйств.

Ежемесячные доходы, 2014 г., руб.

Несмотря на страх безработицы, боязнь последствий кризиса и прочие тревожные симптомы, серьезных протестов социологи не ожидают. Лишь две вещи, по их мнению, могут подвигнуть наше население на бунт: резкое ухудшение в социальной инфраструктуре (школах, больницах, поликлиниках и т.п.) и угрозы, связанные с настоящим и будущим детей. А этого ученые пока не прогнозируют.

 

Автор материала:
Юлия Рыженкова
E-mail: ryjenkova@solidarnost.org

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности