Центральная профсоюзная газета16+
Четыре пряника на один кнут

Как избежать профессионального выгорания

Устал и подавлен, чувствуешь себя винтиком в машине и ненавидишь коллег? От добродушия перешел к цинизму? Поздравляем, у вас синдром профессионального выгорания! О том, что это психическое заболевание получает все большее распространение и о способах лечения говорили 1 - 2 октября на международной конференции “Синдром выгорания - вызов XXI веку: пути его коррекции в медицинской, психологической и педагогической практике”.

- В 2000 году я стоял на седьмом этаже и хотел броситься вниз, - рассказывал руководитель бюро “Возможности” Объединенных австрийских профсоюзов Херберт Пихлер. - Единственная причина, по которой я этого не сделал, - у меня не хватило сил перебраться через ограждение. А потом я сменил работу и решил помогать людям, оказавшимся в моем положении.

Так австрийский профсоюзный работник рассказал о своем личном опыте профессионального выгорания и о том, насколько разрушительным оно может стать. Под эмоциональным выгоранием (burn-out) понимается комплекс особых психических проблем, возникающих у человека в связи с его профессиональной деятельностью.

И эта проблема становится все актуальнее. Поэтому в Москве на базе Учебно-исследовательского центра МФП 1 - 2 октября была проведена международная конференция на тему синдрома выгорания.

“А”-СПРАВКА

Конференция “Синдром выгорания - вызов XXI веку: пути его коррекции в медицинской, психологической и педагогической практике” была организована УИЦ МФП совместно с Холдингом образовательных, профориентационных и реабилитационных учреждений Австрии (BBRZ GRUPPE) при поддержке Московской федерации профсоюзов и правительства Москвы. В конференции участвовали делегации профсоюзных работников и специалистов из Австрии, Германии, Шри-Ланки, Китая, Турции и Узбекистана.

ЧТО ТАКОЕ ВЫГОРАНИЕ

Всемирная организация здравоохранения считает профессиональный стресс “болезнью двадцать первого века”, так как он встречается в любой профессии. И полагает , что этот вид стресса принял размеры “глобальной эпидемии”, а профессиональное выгорание стало наиболее сложной социальной проблемой, требующей междисциплинарного подхода. Ведь это заболевание свидетельствует о профессиональной деформации личности. При этом происходит снижение коммуникативного взаимодействия с сослуживцами, развивается безразличие к пострадавшим людям в чрезвычайной ситуации. ВОЗ считает выгорание заболеванием.

- Впервые об этой проблеме стали задумываться еще в 1950 - 1960-е годы, - говорит Йохан Прайнфальк, представитель Палаты рабочих и служащих Верхней Австрии. - Тогда говорили о так называемой “болезни менеджеров”. Впоследствии эта болезнь оказалась во многом мистификацией. А с 1970-х годов стали говорить уже о профессиональном выгорании.

Всего у синдрома выгорания более сотни симптомов. Основные из них проявляются в чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); в развитии негативного отношения к коллегам и клиентам; в недостатке чувства профессионального мастерства.

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Как сообщил генеральный директор УИЦ МФП Владимир Богдашин, на профессиональный стресс жалуются 78% российских работников, 51% работников в Германии, 39% - в США, 38% - в Великобритании, 23% - в Италии.

Международная организация труда оценила ежегодные убытки в результате профессионального стресса в 200 млрд долларов! Сюда входит: оплата больничных, стоимость госпитализации и амбулаторного лечения, а также издержки из-за снижения производительности труда, затраты на профессиональное усовершенствование. По словам Йохана Прайнфалька, в Австрии нагрузка на ВВП от лечения психических заболеваний достигает 3 - 4%. При этом в 1,2% от ВВП обходится лечение психических заболеваний, связанных с рабочими нагрузками.

- Убытки от профессионального выгорания растут, - считает руководитель Управления по связям с общественностью и международных проектов Учебно-реабилитационного центра BBRZ Александра Вундерль. - Статистика гласит, что сейчас средняя длительность больничного по причине психического заболевания составляет 40 дней, а по причине соматического заболевания - 11 дней. В 2013 году 30% пенсий по утрате трудоспособности в Австрии были назначены из-за психических заболеваний.

- По данным за 2009 год, уже 1,9 млн австрийцев имеют психические заболевания, - подтвердил Герхард Ленц, психотерапевт Центра психического здоровья BBRZ. - Больше половины заболевших - старше 60 лет. 70 тысяч из этих людей лечились стационарно. Почему произошел такой рост психических заболеваний? По моему мнению, это связано в первую очередь с признанием этих заболеваний и выросшим профессионализмом врачей.

Александра Вундерль рассказала, что встревожить должны следующие признаки, они же - симптомы начала эмоционального выгорания:

- добровольный неоплачиваемый труд;

- деперсонализация;

- чувство избыточности нагрузок;

- утрата способности к восстановлению;

- дистанцирование.

Так кто чаще всего получает это заболевание?

КТО ПОДВЕРЖЕН

В первую очередь синдром выгорания наблюдается у специалистов так называемых помогающих профессий: учителей, психологов, педагогов, воспитателей детских домов, социальных работников, медиков и пр. Но в каждой стране статистика своя.

Как рассказала Ева Зегловиц, генеральный директор Института эмпирических социальных исследований (IFES), опросы в Австрии показали, кто особо подвержен стрессу. Это строители, заводские рабочие, монтажники, бухгалтеры, уборщицы. Около трети работников уже не могут отделаться от мыслей о работе. В зоне риска находятся и те, кто работает посменно, дежурит или работает сверхурочно.

По словам Герхарда Ленца, в основном профессиональное выгорание - это болезнь среднего возраста, чаще всего у работников 30 - 50 лет. Вместе с тем, как сообщил Тьемо Фойкар, председатель международной неправительственной организации IB по делам молодежи и социальной работе, его брат, психиатр, рассказал ему, что выгорание уже затрагивает даже некоторых детей школьного возраста.

Что характерно, наименее подвержены профессиональному выгоранию руководители и хорошо зарабатывающие сотрудники.

Но по какой причине наступает заболевание?

ФАКТОРЫ

К общим причинам выгорания традиционно относят следующие факторы:

- интенсивное общение с разными людьми, в том числе негативно настроенными;

- работа в меняющихся условиях, столкновение с непредсказуемыми обстоятельствами;

- особенности жизни в мегаполисах, в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах, отсутствие времени и средств на улучшение собственного здоровья.

По мнению Александры Вундерль и Герхарда Ленца, причины профессионального выгорания делятся на четыре больших группы:

1. Общественные:

- потребность в большой гибкости и мобильности, постоянном изучении новых технологий;

- размывающиеся границы рабочего времени - все чаще работа пересекается с личной жизнью;

- распространение нетрадиционных форм занятости, таких как сдельная оплата труда, заемный труд, неполный рабочий день.

2. Организационные:

- систематические перегрузки;

- неуверенность в сохранении рабочего места;

- сокращения персонала;

- реструктуризации;

- недостаточность прав для принятия самостоятельных решений;

- социальный стресс;

- неясность ролей в организации;

- высокие эмоциональные требования.

3. Специфика рабочего места:

- угрозы со стороны руководства;

- повышенные требования к результатам работы;

- опасность несчастного случая.

4. Личные факторы:

- высокая интенсивность работы при незначительной самостоятельности решений;

- дисбаланс между усилиями и вознаграждением;

- перфекционизм, готовность трудиться до изнеможения;

- нереалистичные цели, нереалистичные ожидания;

- проблемы с самооценкой;

- неспособность конфликтовать;

- семейные проблемы;

- недостаток отпуска, сна или еды;

- избыток курения.

“А”-СПРАВКА

Некоторые потенциальные факторы, способствующие накоплению эмоционального выгорания у работников торговли и общественного обслуживания:

- невысокие зарплаты, ненормированный режим труда и отдыха, низкий уровень социально-трудовой защиты работника;

- невысокие возможности (или полное отсутствие) карьерного роста и управления собственной трудовой стратегией;

- невозможность полной реализации личностного потенциала (знаний, умений, навыков), ограниченные возможности профессионального совершенствования.

(Из материалов конференции)

СПЕЦИФИКА РОССИИ

- Особенность России состоит в том, что во всем мире синдром выгорания признан заболеванием, а у нас это признано лишь состоянием, - отметил Владимир Богдашин, гендиректор УИЦ МФП.

Согласно приведенным на конференции данным, у 83% российских педагогов выявляется синдром профессионального выгорания.

- Исследование московских педагогов показало следующее. У большинства из них ненормальный режим питания, они спят по 5 - 7 часов, мало обращаются к врачам, предпочитая самолечение, а 90% имеют перегрузки на работе, - поделилась Татьяна Плотникова, помощник председателя Московского горкома профсоюза работников народного образования и науки РФ.

Геннадий Банников, заведующий лабораторией Центра экстренной психологической помощи при Московском городском психолого-педагогическом университете, рассказал, что у 50% российских педагогов отмечено тревожно-депрессивное расстройство, а у 16% - устойчивые изменения в психике, выражающиеся в деформации характера, высокой тревожности, соматических проявлениях тревоги.

Как считает Екатерина Мухаматулина, заведующая кафедрой психологии образования в Московском институте открытого образования, в основном причиной выгорания становится конфликт высоких требований, предъявляемых педагогом к самому себе, и реальности. И возникающее в связи с этим чувство вины.

“А”-СПРАВКА

Стресс - основная причина несчастных случаев на производстве. Ведь в двух из трех несчастных случаев главным виновником является не техника, не технологический процесс, а сам работающий человек. В авиационном и водном транспорте человеческие ошибки управления порождают 70 - 80% несчастных случаев, в железнодорожном - около 50%.

Те или иные симптомы выгорания имеют 85% социальных работников. В структуре МВД 70% сотрудников страдают различного рода невротическими расстройствами. Значительная часть (35,8%) сотрудников переживают состояние эмоционального выгорания, что сказывается на выполнении профессиональных обязанностей.

Подавляющее большинство (86%) представителей актерской профессии, принявших участие в исследовании, находятся в состоянии профессионального выгорания преимущественно средней и высокой степени выраженности.

У 28% спортсменов высокие показатели синдрома эмоционального выгорания, у 49% - средние показатели, а у 23% - низкие.

(Из материалов конференции)

ЧТО ДЕЛАТЬ

Однако что же делать с профессиональным выгоранием? Как с ним бороться? И как его предотвращать? По мнению Марии Филиной, заместителя председателя Московской конфедерации промышленников и предпринимателей, проблему отчасти решило бы внедрение высокопроизводительных рабочих мест. Но сначала, по ее мнению, нужно провести исследование рынка труда и потребности экономики в высококвалифицированных кадрах.

Вера Никишина, заведующая кафедрой психологии здоровья и коррекционной педагогики Курского государственного медицинского университета, говорит, что для предотвращения профессионального выгорания нужно соблюдать пропорции поощрения и наказания - четыре к одному. К тому же в учебных заведениях психологи могут работать с персоналом, подтверждать значимость выполняемой педагогами работы.

А Тьемо Фойкар считает, что нужны изменения в законодательной базе стран: работники должны знать, что они имеют право на профессиональную реабилитацию и что ответственность за их состояние несет руководство предприятия. В Австрии уже есть ряд программ по реабилитации “выгоревших” сотрудников. В частности, присматриваются к работникам, пропускающим более 24 рабочих дней за год. С такими сотрудниками проводят доверительную беседу и при необходимости составляют план реабилитации.

Не все так однозначно, полагает Прайнфальк. Большинство работников боятся признаться в психологических проблемах. И не напрасно: 80% хронически больных теряли рабочее место, если сообщали о болезни на работе. Фактически в той же Австрии могут позволить себе “быть психически больным” и пройти длительную реабилитацию лишь госслужащие - у них есть гарантия занятости.

По мнению же Херберта Пихлера, очень важна своевременная диагностика возникающего напряжения: “26% из тех, кто попадал в зону риска профессионального выгорания, смогли вовремя вернуться в нормальное состояние”.

В завершение мероприятия председатель Московской федерации профсоюзов Михаил Антонцев отметил, что международная конференция станет первым шагом в разработке единых подходов к решению проблем профессионального выгорания в нашем обществе. И выразил убежденность, что этот шаг не будет последним.

В нашей стране ни методик, ни системы реабилитации в случае профессионального выгорания пока нет. Поэтому помните, что в борьбе с профессиональным стрессом помогают юмор, наличие хобби, хорошие семейные отношения, общение с друзьями, концентрация на хорошем, качественный отдых и отпуск, осмысление происходящего.

НА ПРОСТОРАХ ИНТЕРНЕТА

Anonymous: “У меня, кажется, профессиональное выгорание. Чувствую себя старой, знаю про все старческие болезни и лекарства. Мне 47, работаю с.р. уже 5 лет. Чувствую сейчас, что могу сорваться и уволиться в любой момент. Но нельзя, причин много. Что делать с мозгом? Как успокоиться и настроиться на дальнейшую работу? В отпуске была”.

Автор: “Я работала финансовым директором. На полный рабочий день. Профессиональное выгорание. Понимаете, о чем речь? Про финансиста - я полностью реализовала себя: куча проектов, достаточно крупные компании, внедрения и т.д... МНЕ ЭТО НЕ ИНТЕРЕСНО. И потом - если бы я нашла работу удаленно - я бы, не раздумывая, ушла сейчас. Но у меня нет такой работы”.

Humpty Dumpty F: “У меня периодически возникает мысль “бросить все и уйти в секретарши/курьеры/дворники”. При том, что в общем и целом профессию свою люблю. Но профессиональное выгорание - это не фантазии истеричных дамочек. Оно реально существует”.

Anonymous: “Девочки, выскажусь хоть здесь. Профессиональный кризис... или лень? Ничего не хочется, работа, которую делаю, не интересует, отдачи нет, и самой не хочется. Такое ощущение, что надо только мне. Хочу поучиться еще на что-нибудь, очень хочу... Не знаю, куда податься, как найти свое... Раньше читала статьи, книги по специальности - сейчас все неинтересно... Мне 31, вроде должен быть подъем - что делать?”

Anonymous: “Сейчас глянула сюда и поняла, что и у меня, наверно, профессиональный кризис. Некоторые здесь советуют кардинально сменить сферу деятельности... Я давно хочу это сделать... Но как? Как сменить, если образование уже получено (а на новое нет денег и времени). Вот просто посоветуйте мне, я бухгалтер с 10-летним стажем, работала только бухгалтером, образование соответствующее... Ну в какую сферу можно? Последнее время стала реально завидовать воспитателям (я не в плане того, что считаю их работу легкой, а именно в плане самой работы завидую... очень жалею, что когда-то выучилась на экономическом факультете, а ведь могла бы сейчас и в садике работать, тем самым быть ближе к ребенку). Ну вот как конкретно можно резко сменить сферу деятельности?”

Anonymous: “У меня, видимо, профессиональное выгорание. Это не значит, что я непрофессионал по жизни. Это значит, что в организации проблемы”.

Автор материала:
Полина Самойлова
E-mail: samoilova_polina@mail.ru

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности