Центральная профсоюзная газета16+
Фильмом и гектаром

Власти продолжают решать вопрос, как вернуть людей на Дальний Восток

Около 50 тысяч рабочих мест за ближайшую пятилетку обещает Дальнему Востоку Минвостокразвития: таковы результаты предварительного анализа заявок на освоение созданных в ДФО “территорий опережающего развития”. Обещают чиновники и начать уже в ближайшее время раздавать желающим “дальневосточные гектары” в бесплатное пользование. Профсоюзы, в свою очередь, ждут, когда слова сменятся делами.

ПЛОТЬ ДЛЯ ТОРА

Почти год прошел с момента вступления в силу закона о территориях опережающего развития (ТОРах) на Дальнем Востоке. Первые соглашения с инвесторами уже подписаны, и Министерство по развитию Дальнего Востока начинает обнародовать первые итоги своей работы.

Около 50 тысяч рабочих мест должно быть создано на Дальнем Востоке в течение пяти лет, рассказал журналистам глава министерства Александр Галушка 11 февраля на пресс-конференции в ТАСС.

Это следует из заявок тех, кто желает работать в ТОРах, созданных за последний год в дальневосточных регионах. По словам главы ведомства, всего инвесторами подано 105 таких заявок. Еще 43 заявки зарегистрировано от желающих поучаствовать в проекте “Свободный порт Владивосток”. (Проект подразумевает введение режима порто-франко в части Приморского края - со льготным таможенным режимом и пятилетними налоговыми каникулами для резидентов.) Совокупный объем инвестиций в ТОРы и зону “свободного порта” по бумагам - свыше 450 млрд рублей.

Первые работники, обещают в министерстве, появятся на Дальнем Востоке уже в 2016 году.

ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ

- Информация противоречивая и деталями пока не подтверждена, - считает представитель ФНПР в Дальневосточном федеральном округе Андрей Беляев. - Конечно, чтобы что-то реализовать, надо сначала запланировать, а это пока только планы.

Отношение к ТОРам у профсоюзов еще на стадии разработки законопроекта сложилось, мягко говоря, противоречивое. Так, много споров вызвало прописанное в законе право резидента нанимать рабочих-мигрантов вне установленного законом же порядка. Многие участники профсоюзного сообщества и часть экспертов выразили опасение, что таким образом ТОРы могут превратиться в “серые зоны”, где будет без ограничений использоваться дешевый труд иностранцев - в ущерб местному населению. Сейчас представители профсоюзов должны включаться в наблюдательные советы при ТОРах (которые и принимают решения о доле работников-иностранцев), впрочем, с правом совещательного голоса.

Сам Галушка утверждает: рабочие места в первую очередь создаются для самих жителей округа:

- Приоритет номер один - это сами дальневосточники. Если их не хватает для реализации тех или иных проектов, то приоритет номер два - граждане Российской Федерации, проживающие в других регионах. Приоритет номер три, - продолжил министр, - в случае, если есть недостаток дальневосточников или граждан Российской Федерации, - это граждане иных стран, у которых не будет проблем с адаптацией в культурной среде на Дальнем Востоке, люди с той же идентичностью, которые говорят на русском языке.

Никаких гарантий соблюдения этого принципа министр не дал.

- Практика показывает, что работодатели на вакантные рабочие места с большим удовольствием принимают приезжих, - делится опытом Беляев. - Те, как правило, более податливы в отношениях с работодателем, в частности при заключении трудовых договоров.

ПОВЕРНУТЬ КРИЗИС ВСПЯТЬ

Дальний Восток вот уже четверть века - зона перманентного демографического кризиса. С начала 90-х по середину 2000-х численность населения и без того малонаселенного края упала с 8 до 6 млн человек. Рынок труда в регионе крайне разбалансирован: незамещенных вакансий много, однако они мало кого привлекают - молодые и активные предпочитают уезжать.

- Треть рабочих мест в регионе не заполняется потому, что оплата может быть меньше установленного прожиточного минимума. Прежде всего - в бюджетных отраслях: здравоохранении, образовании, - говорит представитель ФНПР в округе.

Новые возможности, обещанные Дальнему Востоку, могут, как надеются в профсоюзах, этот дисбаланс отчасти исправить:

- В условиях, когда рынок труда в регионе сжимается, профсоюзы только приветствуют развитие любых проектов, которые дадут региону дополнительные рабочие места, - говорит председатель Федерации профсоюзов Приморского края Владимир Исаков. - Приветствуют все, что может оживить экономику и дать людям возможность здесь зарабатывать на жизнь.

И все же, отмечают критики, задуманные меры сами по себе - далеко не решение демографической проблемы округа.

- Существует утвержденный документ - стратегия развития Дальнего Востока, - подчеркнул Андрей Беляев. - Согласно ей, для полноценного развития региона необходимо минимум полмиллиона рабочих мест. 50 тысяч и полмиллиона - согласитесь, это разные масштабы.

Конечно, заявленные министром 50 тысяч вакансий к 2021 году - это не потолок: львиная доля площадей в ТОРах еще не выбрана. Опять же, если кризис не преподнесет новых сюрпризов, не за горами, пообещал Галушка, запуск новых ресурсоемких проектов, которые потребуют много рабочих рук и голов. Например, анонсировал глава Минвостокразвития, компании “Сибур” и “Газпром” планируют с нуля создавать систему газохимических и газоперерабатывающих производств в Амурской области.

РЕЖЕМ ПО-СТОЛЫПИНСКИ

Минвостокразвития уже оценило, кто понадобится экономике региона в ближайшие пять лет. В представленном министром списке - операторы производственных линий, электрогазосварщики, энергетики, инженеры-конструкторы и инженеры-механики, специалисты по взрывным работам.

Региональный рынок труда полностью этот запрос, по словам чиновников, удовлетворить не может. И если профсоюзы видят своей задачей прежде всего удержать уезжающих, то власти готовы активно привлекать в регион новое население. В частности - подъемными: переезжающим на Дальний Восток из других регионов семьям решили выплачивать по 200 тысяч рублей. Профсоюзам, по словам Беляева, удалось эту идею развить и скорректировать в интересах самих дальневосточников:

- Мобильность существует и внутри округа, - объясняет Беляев. - Допустим, человек из Магаданской области переедет в Приморье. Профсоюзы неоднократно поднимали этот вопрос и добились своего: теперь подъемные выплачиваются и таким переезжающим.

Но, пожалуй, главная пиар-акция переезда на Дальний Восток, затеянная в последнее время, - идея с выделением “дальневосточных гектаров” - может принять силу закона уже скоро. Соответствующий законопроект готовится ко второму чтению в Госдуме.

Напомним, согласно документу, любой гражданин России может подать заявку и безвозмездно получить в пользование гектар дальневосточной территории - на пять лет, с обязательством начать его осваивать (либо для хозяйственных, либо для предпринимательских нужд). Впоследствии участок, обещают авторы проекта, можно будет оформить в собственность.

Первые участки обещают, если закон будет принят, начать раздавать уже в мае, при этом первые три месяца - только жителям региона. Главное ограничение - земля не может выдаваться на территории крупных городов и в их окрестностях.

Тем не менее у идеи “дальневосточного гектара” еще на стадии проработки нашлись упорные противники. Очагом сопротивления стала Якутия, где на уровне местных властей был поднят вопрос: как при выделении земель учесть интересы коренных народов? Ведь “под раздачу” запросто могут попасть и территории традиционного землепользования - охотничьи угодья и пастбища.

В процессе доработки закона, пообещал Галушка, интересы коренных народов будут защищены. Каким образом - министр не уточнил.

СНИМАЕТСЯ КИНО

Наконец, в борьбе за умы власти вспомнили и дедовские методы. На Дальний Восток, как ожидается, поедут романтики - а этих можно пронять искусством:

- С коллегой Владимиром Мединским, министром культуры, мы обсудили вопрос создания фильма о Дальнем Востоке - выразительного, яркого, глубокого. Об истории, красоте человеческих судеб, красоте природы на Дальнем Востоке, - сказал Галушка.

С комсомольцами 70-х такое, говорят, работало...

“А”-СПРАВКА

Закон о территориях опережающего развития (ТОРах), позволивший выделять из состава субъектов РФ экономически-хозяйственные зоны с особым правовым режимом ведения бизнеса, вступил в силу в марте 2015 года.

При разработке законопроекта его авторы опирались на опыт создания аналогичных зон в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности в Сингапуре и Южной Корее. ТОРы и инфраструктура в них, в отличие от свободных экономических зон, создаются под нужды конкретных инвесторов.

Инвесторам, подавшим заявки на освоение ТОРа, предлагается льготный режим пользования землей и налогообложения, пониженная ставка при отчислении взносов во внебюджетные фонды. Кроме того, закон о ТОРах позволяет резидентам привлекать на работу иностранцев без ограничений, наложенных российским законодательством.

Волну критики вызвала статья 28 закона, которая допускает принудительное изъятие земли и недвижимости в упрощенном порядке для нужд обустройства инфраструктуры ТОРов.

На сегодня в Дальневосточном федеральном округе начало работать девять ТОРов (из 14 территорий, отобранных первоначально): по два - в Хабаровском крае, Приморском крае и Амурской области, по одному - на Камчатке, в Чукотском АО и Республике Саха. С 2018 года практику создания ТОРов планируется распространить и на другие регионы страны.

Автор материала:
Александр Цветков
E-mail: cwietkow@yandex.ru

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности