Коллективные переговоры в электрокомпании ПАО “ОГК-2” начались загодя, еще летом. Профсоюз представил свой проект колдоговора. Работодатель - свой. Договоренность продлить действующее соглашение была сорвана работодателем. На председателей первичек в филиалах оказывали давление и заставляли подписать вариант колдоговора от работодателя. В конце концов, собственник предприятия заявил о готовности продлить соглашение. Но, по всей видимости, это только первое сражение в войне.
Крупнейшее электроэнергетическое предприятие ОГК-2 может остаться без коллективного договора. В компании работает около 8000 человек, 73% из них состоят в профсоюзе. И они могут остаться без льгот и гарантий. Это при том, что сама компания радостно отчитывается об увеличении прибыли.
- У нас истек срок коллективных переговоров, а колдоговор так и не заключен, - рассказывает Сергей Веричев, председатель Совета представителей первичных профсоюзных организаций ОГК-2. - Причем сложности в общении с работодателем начались еще весной этого года.
По словам Веричева, еще 1 марта представители работников в комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений обратили внимание, что сторона работодателя “как-то по-своему смотрит на льготы и гарантии для работников”. После этого сторона работников направила стороне работодателя предложение создать рабочую группу для консультаций еще до вступления в официальные коллективные переговоры. Цель была проста: заранее обозначить определенные договоренности.
- 26 июня мы создали группу. Но уже второе ее заседание показало, что работодатель не готов рассматривать льготы и гарантии для работников даже в том виде, в каком они есть сегодня. Хочу обратить внимание, что коллективный договор ПАО “ОГК-2” очень даже неплохой. Но и не настолько он “благополучный”, чтобы его нельзя было рассматривать как основу для улучшения - есть еще что улучшать. А работодатель предложил взять текущий колдоговор за основу - и урезать гарантии и льготы.
“На заседаниях рабочих групп и последующих встречах сторона Работодателя информировала сторону Работников о принципах, на которых базируются подходы Компании при разработке коллективного договора на последующий период, а именно:
- средства, направляемые на мотивацию персонала, не снижаются, а перераспределяются между видами выплат;
- добровольность принятия Сторонами на себя обязательств и их реальность”, - пишет в письме к сторонам, заинтересованным в коллективном соглашении, начальник управления компании по работе с персоналом Афанасьев.
То есть работники хотят конкретного разговора о конкретных льготах - а им в ответ рассказывают про принципы.
- При этом работодатель хотел выдать свои предложения председателям первичных профорганизаций лишь под подписку о неразглашении, - говорит Веричев. - А ведь когда речь идет о колдоговоре, все члены трудового коллектива имеют право знать, о чем будет идти речь в той или иной ситуации. Мы, получается, на их предложения должны согласиться не глядя.
Профсоюзная сторона не согласилась получать документы, которые не разрешено разглашать. Консультации в рамках рабочей группы сторона работников решила приостановить с формулировкой: “Сложившаяся проблема соцпартнерства выражается в отсутствии баланса учета взаимных интересов сторон при проведении консультаций”.
Рассудив, что диалог не ожидается легким, сторона работников решила приступить к процессу коллективных переговоров пораньше. Подготовила свой вариант колдоговора и 24 июля направила работодателю письмо о вступ- лении в переговоры. 28 июля сторона работодателя ответила согласием.
- Но все это время работодатель отклонял наши предложения, мы не договорились ни по одному из пунктов, - рассказывает Веричев. - Более того, нам прислали локальные нормативные акты, в которых и были отражены все льготы и гарантии. Таким образом, нам намекали, что всю “социалку” хотят перевести в формат локальных нормативных актов. Которые можно легко отменять по желанию работодателя. Это - не гарантии. Только 5 октября работодатель представил свой вариант колдоговора. По сути, две трети срока переговорного процесса работодатель вообще не хотел делиться с нами тем, что он хочет делать.
Как сообщил председатель совета представителей первичек компании, проект работодателя, помимо урезания льгот, предполагает право администрации предприятия не выполнять взятые на себя обязательства в случае невыполнения профсоюзными организациями каких-либо требований работодателя. По мнению работодателя, профсоюз обязан участвовать в хозяйственной деятельности предприятия, помогать работодателю сокращать персонал, “влиять на здоровье работников”, за свой счет обучать уполномоченных по охране труда.
- Встал вопрос о том, что мы либо соглашаемся на вариант работодателя, либо с нами не будут иметь дела. Мы предлагали пролонгировать имеющийся договор. Нам отказали. Я лично считаю, что коллективные переговоры затягивались искусственно, чтобы тем самым поставить вопрос о том, что вся “социалка” перемещается в локальные нормативные акты.
“С учетом ранее проведенных переговоров направляем Коллективный договор ПАО “ОГК-2”, подготовленный со стороны Работодателя (…) Предлагаем рассмотреть вышеуказанный коллективный трудовой договор и в случае его согласия с его условиями подписать. В случае несогласия с его отдельными условиями подготовить протокол разногласий и подписать Коллективный договор с протоколом разногласий.
Также обращаем внимание, что срок проведения коллективных приговоров завершается 30.10.2017 и высока вероятность не заключения Коллективного договора на последующий период”, - сказано в письме Афанасьева.
Описка про “коллективные приговоры” оказалась вещей. Срок переговоров истек. Колдоговор не подписан, констатирует председатель совета: “Мы предложили работодателю продлить существующий коллективный договор в рамках комиссии по социально-трудовым отношениям. У комиссии есть такие полномочия. Ответа пока нет”.
- Две стороны, которые вступили в коллективные переговоры, за три месяца не продвинулись ни на йоту, - говорит заместитель председателя Электропрофсоюза Юрий Офицеров. - Причина тому - слишком рьяное и не совсем адекватное поведение работодателя. В процессе переговоров они предъявляли требования, которые не вписываются ни в Трудовой кодекс, ни в те договоренности, которые были заключены между нашими представителями и ими самими тогда, когда они разрабатывали условия ведения коллективных переговоров. В итоге - ни один пункт не согласован.
Те временем работодатель решить сделать ход конем - надавить на председателей первичек филиалов.
- В процессе всего переговорного процесса и по сегодняшний день, когда этот процесс уже закончился, сторона работодателя пытается давить на представителей работников, - говорит Веричев. - Работодатель уже направил каждому председателю первички в филиалах проект колдоговора в своей редакции за подписью гендиректора компании. И поставил задачу директорам филиалов: убедить председателей первичных профорганизаций подписать колдоговор в редакции работодателя. Но на это профсоюзы никогда не пойдут.
Владимир Жданов,
председатель ППО Рязанской ГРЭС:
- Ну, это не секрет, что сейчас головная компания надавила на филиалы, и исполнителям на местах поручено давить и принуждать профсоюзы подписать колдоговор в варианте работодателя. В нашем филиале все достаточно мирно. У нас просто один директор уволился, а другой лишь заступает на свой пост. Тут не до профсоюза. Пока что только заставляли получить проект коллективного договора.
Андрей Сидоркевич,
председатель ППО Псковской ГРЭС:
- Нас не смогли сломать, когда мы были сообща. И пытаются сломать поодиночке. Конечно, все зависит от рьяности исполнителей на местах. Мне тоже представляли этот “колдоговор”. Я отказался его подписывать и привел юридическое тому обоснование: у меня нет для этого полномочий. Полномочия есть только у нашего совета, мы их ему передали. Мне подписывать эти бумаги неправомерно. На этом от меня отстали.
Светлана Шкипарева,
председатель ППО Череповецкой ГРЭС:
- Ко мне также обращались с этим “проектом”. Ставь подпись - и все тут. Конечно, я отказалась. Это выхолощенный документ, там же ничего нет. Он не о льготах и гарантиях работникам, он о повышении производительности труда. И естественно, я догадываюсь, откуда ветер дует: это явно указания Афанасьева. Его давно уже зовут “начальником управления по борьбе с кадрами”. До этого мы мирно в филиа- лах жили, не было столкновения профсоюзов с руководством. Теперь нас пытаются лбами столкнуть.
Компания ОГК-2 на вопросы “Солидарности” пообещала ответить “так быстро, как это только возможно”. А до истечения срока действия нынешнего коллективного договора осталось меньше двух месяцев…
- Что мы планируем делать? - переспрашивает Веричев. - Профсоюз будет защищать трудовой коллектив всеми доступными законодательством методами, вплоть до обращения к президенту РФ. Пока что речь идет только о письменных мерах воздействия. Ситуация находится на контроле у ЦК. Направлены обращения в Союз “РаПЭ” (Объединение работодателей производителей энергии) Игорю Миронову, в “Газпром энергохолдинг” (куда входит ОГК-2) Денису Федорову, в сам “Газпром”, гендиректору ОГК-2 Станиславу Ананьеву. Намерены обратиться в надзорные органы и в Газпром. Сейчас основная наша задача - добиться продления действующего коллективного договора.
- Продление действующего коллективного договора хотя бы на год - наиболее подходящий путь, - согласен Юрий Офицеров. - На этой неделе мы планируем собрать Экспертный совет - это постоянный орган социального партнерства. Там будет присутствовать “Газпром энергохолдинг”, собственник ОГК-2. Мы с ними общались, они были согласны на продление коллективного договора. А сейчас мы заняты анализом юридических ошибок, допущенных руководством ОГК-2 в ходе переговоров. Их была масса.
Тем временем ситуация на ОГК-2 не оставила равнодушной и профсоюзы в регионах. Председатель Псковского облсовпрофа Ульяна Михайлова уже направила в адрес генерального директора “Газпром энергохолдинга” Дениса Федорова обращение по поводу незаключения нового коллективного договора для 11 трудовых коллективов, в том числе для коллектива Псковской ГРЭС. С подобным же письмом обратились и к полпреду округа.
“За счет сокращения положений Коллективного договора руководство ПАО “ОГК-2” намерено увеличить заработную плату работников на 1,2%, что несоизмеримо с объемом изымаемых средств”, - подчеркивается в обращении. Кроме того, указано, что заместитель генерального директора Павел Шацкий подписал резолюцию, которая впоследствии была проигнорирована руководством ОГК-2. И задается вопрос: чья эта инициатива ухудшить положение работников - холдинга или руководства ОГК-2? Надо полагать, что на этот вопрос получить ответ легче, чем понять, почему прибыльная компания решила вдруг сэкономить на работниках.
3 ноября компания ОГК-2 выступила с обращением к председателям первичек, в котором заявила о продлении “действующих коллективных договоров филиалов”. Формулировка тревожная, учитывая, что у первичек есть единый представительный орган в виде Совета, а компания в ходе коллективных переговоров уже пыталась этот орган обойти.
Причина безрезультатности коллективных переговоров изложена весьма благообразно. В обращении говорится: “В ходе ведения коллективных переговоров ПАО “ОГК-2” была разработана новая редакция Коллективного договора. Главная задача предложенных изменений - повысить гарантированность льгот и компенсаций, не допустить дискриминации среди работников при их распределении, а также, не снижая затраты на персонал, достичь уровня дохода сотрудников в зависимости от их вклада и производительности”. То есть вроде как компания предлагала повысить гарантии работникам, а профсоюзы почему-то не соглашались... Фантастическая ситуация.
Наиболее интересна в заявлении одна из причин, по которым коллективный договор был все-таки продлен: “…учитывая рекомендации ООО “Газпром энергохолдинга”, изложенные в письме № ДФ-2/438 от 3.11.2017 г.”. Собственник прислал рекомендации - и в тот же день колдоговор был продлен.
В сообществе “ОГК-2: позитивная энергетика” в социальной сети “ВКонтакте” по комментариям видно, что работники тоже со скепсисом отнеслись к заявлению руководства:
“Профсоюзным лидерам спасибо за этот год, что отвоевали. Хотелось бы напомнить нашим нынешним руководителям и о пенсионерах, которые отдали свою молодость и здоровье своей работе на электростанциях в не самое хорошее время. А теперь, когда они нуждаются в заботе и внимании, то в КД для них не осталось почти ничего. Это благодарность за их труд. Профсоюзам сил и убеждений в своих делах” (Вера Фирсова).
Есть свои предположения о причинах мировой: “Тут все решили выборы-2018, а не руководство”.
В социальное партнерство уже не верят: “Спасибо профсоюзам!! Еще год подышим, а там...” (Павел Сотин).