Центральная профсоюзная газета16+
Минтруд: статистике Роструда - верить

Позиция Министерства труда России относительно статьи А. Тудоса

В газете “Солидарность” (№ 22, 23, 2018) была опубликована статья “Лукавая статистика травматизма” шеф-редактора журнала “Охрана труда и социальное страхование” Александра Тудоса. Минтруд прислал отклик на статью, в котором изложена официальная позиция министерства по затронутым вопросам.

На страницах Центральной профсоюзной газеты “Солидарность” представлена статья А. Тудоса “Лукавая статистика травматизма” (№№ 22, 23, 2018), в которой автором поднимаются вопросы о проблемах, связанных с расследованием несчастных случаев, происшедших в результате дорожно-транспортных происшествий, и об объективности существующей статистики о количестве погибших при исполнении трудовых (профессиональных) обязанностей в результате ДТП.

С целью прекращения полемики по вопросам, высказанным автором статьи, разъясняем следующее.

Особенности расследования групповых несчастных случаев с тяжелыми последствиями, тяжелых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших с работниками организации в результате аварий (катастроф) транспортных средств (в том числе воздушных, железнодорожных, автомобильных, водных морских и речных и др.), в частности проведение их расследования комиссиями, формируемыми и назначаемыми работодателем в порядке, установленном ч. 1 ст. 229 Трудового кодекса РФ и пп. “а” п. 15 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (утв. постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73), в первую очередь обусловлены тем, что обстоятельства и причины происшествий на транспорте, в результате которых с работниками произошли несчастные случаи, подлежащие расследованию в порядке, установленном указанными нормативными правовыми актами, также расследуются в установленном порядке соответствующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органами дознания, органами следствия и владельцем транспортного средства.

При этом комиссия, сформированная работодателем для проведения расследования несчастного случая, происшедшего в результате аварии (катастрофы) транспортных средств, обязана использовать материалы расследований данных происшествий, проведенных в установленном порядке этими полномочными органами, и в этой связи обязательность участия в составе комиссий должностных лиц федеральной инспекции труда, а также представителей других органов и организаций, законодательством не установлена. Вместе с тем, в нормативных правовых актах нет прямого запрета на участие должностных лиц федеральной инспекции труда и представителей других органов (организаций) в расследовании указанной категории несчастных случаев.

Так, при необходимости государственный инспектор труда вправе принимать участие в расследовании несчастных случаев, происшедших в результате аварий (катастроф) транспортных средств (в том числе автомобильных).

Так, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 229.3 ТК РФ и п. 25 Положения государственный инспектор труда вправе проводить самостоятельно расследование таких случаев (при наличии указанных оснований). Кроме того, в отдельных случаях (например, в связи с серьезными социальными последствиями конкретного транспортного происшествия, в результате которого пострадало большое число работников), участие государственных инспекторов труда в составе комиссий по расследованию не исключается и в данном случае может быть применена ч. 14 ст. 229 ТК РФ.

В частности, комиссия, проводящая расследование несчастного случая, происшедшего в результате ДТП, в соответствии с ч. 9 ст. 229 ТК РФ при установлении обстоятельств и причин указанного несчастного случая кроме материалов расследования ДТП (протоколы и схемы осмотра места происшествия и т.п.), проведенного в установленном порядке соответствующими полномочными государственными органами, должна исследовать материалы и документы, связанные с условиями труда водителя, его профессио- нальной подготовкой, в том числе по охране труда, состоянием его здоровья, техническим обслуживанием транспортного средства и его осмотром перед выездом на линию и т.д. Таким образом, комиссия устанавливает прежде всего причины нарушения трудового законодательства, приведшие к несчастному случаю. Выявление указанных обстоятельств не входит в компетенцию, не может и не осуществляется ни должностными лицами ГИБДД, проводящими расследование ДТП, ни следователями следственных органов, рассматривающими материалы расследования ДТП в рамках возбужденного в соответствии со ст. 264 Уголовного кодекса РФ уголовного дела.

Однако выводы и заключения указанных должностных лиц имеют принципиальное и решающее значение при определении причин как ДТП, так и происшедшего в результате его несчастного случая.

Например, в отношении водителя организации, пострадавшего в результате несчастного случая, органами дознания или следствия может быть вынесено постановление о наличии в его действиях состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, и возбуждении по этому основанию уголовного дела, что может иметь существенное значение при решении вопроса о надлежащей квалификации происшедшего несчастного случая.

Одновременно следует отметить, что в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 229 ТК РФ расследованию подлежат только несчастные случаи, происшедшие с лицами, находившимися внутри транспортного средства (в том числе автомобиля), пребывание которых там было обусловлено исполнением трудовых обязанностей либо заданием (поручением) работодателя (его представителя).

Вместе с тем несчастные случаи, происшедшие с работниками, находившимися вне транспортного средства (например, в результате наезда наземных транспортных средств, в том числе на территории организации и т.п.), подлежат расследованию в общем порядке, предусмотренном статьями 227 - 230 ТК РФ, комиссиями надлежащего состава. А именно: несчастный случай (в том числе групповой), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастный случай (в том числе групповой) со смертельным исходом расследуется комиссией, состав которой установлен ч. 2 ст. 229 ТК РФ, и, следовательно, наличие государственного инспектора труда в комиссии по расследованию указанных несчастных случаев является обязательным.

Федеральной инспекцией труда осуществляется системный федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, основной формой которого является проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения требований законодательства о труде и охране труда любыми работодателями.

В частности, ст. 356 ТК РФ на федеральную инспекцию труда возложено полномочие по проверке соблюдения установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, которое реализуется в соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 21.09.2011 № 1065н).

Под действие федерального государственного надзора за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве подпадают все работодатели, так как указанным регламентом определено, что данная государственная функция осуществляется уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов в отношении юридических лиц либо физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вступивших в трудовые отношения с гражданами, а также физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступивших в трудовые отношения с гражданами в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства граждан РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, вступивших в трудовые отношения с работодателями.

Исходя из изложенного, считаем, что мнение автора о незнании работодателей об информировании о происшедших в организации несчастных случаях и об установленном порядке расследований несчастных случаев на производстве, в том числе происшедших в результате дорожно-транспортных происшествий, а также о незаинтересованности государственных инспекций труда в субъектах РФ в получении информации о несчастных случаях является по меньшей мере необос- нованным.

Одновременно автор ставит под сомнение объективность существующей статистики Роструда о количестве несчастных случаев, происшедших в результате транспортных происшествий, и количестве погибших на производстве работников в результате указанных происшествий, сравнивая ее со статистикой ГИБДД и указывая на низкий, по его мнению, уровень гибели и травмирования работников при ДТП (на примере 2017 года).

Однако следует отметить, что в соответствии с требованиями ст. 227 ТК РФ основным квалифицирующим признаком, определяющим обязательность осуществления установленной процедуры расследования происходящих в организациях несчастных случаев, является исполнение пострадавшими во время происшествия трудовых обязанностей или выполнение работы по поручению работодателя (его представителя), а также осуществление иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.

Одновременно в ст. 227 ТК РФ и пунктах 2, 3 Положения установлены дополнительные квалифицирующие признаки, к числу которых, в частности, относятся:

- перечень лиц, несчастные случаи с которыми произошли при исполнении трудовых обязанностей (работ по заданию работодателя) и подлежат расследованию в установленном порядке;

- перечень повреждений здоровья, полученных перечисленными лицами при исполнении трудовых обязанностей или работ по заданию работодателя, рассматриваемых как несчастные случаи;

- обстоятельства, при которых перечисленные повреждения здоровья, полученные кругом лиц, участвующих в производственной деятельности работодателя, подлежат расследованию в установленном порядке как несчастные случаи на производстве, к которым, в частности, относятся случаи повреждения здоровья граждан, происшедшие с ними при следовании:

а) к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора;

б) к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком;

в) на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, член бригады почтового вагона и другие).

При разрешении вопроса о порядке расследования и квалификации несчастных случаев следует учитывать, что только при наличии и сочетании указанных выше основного и дополнительных квалифицирующих признаков несчастные случаи подлежат безусловной квалификации, оформлению и учету как несчастные случаи на производстве.

Наличие хотя бы одного из установленных признаков обязывает работодателя организовать и провести всестороннее расследование происшествия в целях принятия обос- нованного решения о его квалификации и оформлении. При этом при наличии основного квалифицирующего признака несчастный случай, как правило, подлежит квалификации как несчастный случай на производстве, тогда как наличие только дополнительного квалифицирующего признака еще не дает достаточных оснований для точной квалификации несчастного случая.

Исходя из изложенных правовых норм, только расследование несчастного случая, в том числе происшедшего в результате ДТП, может дать однозначный ответ на вопрос, пострадал ли тот или иной работник при исполнении своих трудовых (профессиональных) обязанностей или, как высказался автор статьи, “ехал к теще на блины”, то есть повреждение здоровья работника не связано с производством.

В Российской Федерации наряду с ежегодной формой федерального государственного статистического наблюдения № 7-травматизм “Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях”, осуществляемого Росстатом, существуют различные виды и формы ведомственного учета производственного травматизма.

В частности, в порядке реализации полномочий федеральной инспекции труда по анализу состояния и причин производственного травматизма и разработке предложений по его профилактике, установленных ст. 356 ТК РФ, Рострудом и его территориальными органами формируются и обобщаются сведения о происходящих в организациях субъектов РФ несчастных случаях на производстве (групповых несчастных случаях, тяжелых несчастных случаях и несчастных случаях со смертельным исходом) и количестве пострадавших со смертельным исходом, полученные в соответствии со ст. 230.1 ТК РФ, а также в ходе мероприятий по контролю (надзору), осуществляемому государственными инспекторами труда в установленной сфере деятельности.

Исходя из изложенных правовых норм, полагаем, что сведения Роструда о производственном травматизме, в том числе происшедшем в результате транспортных происшествий, являются наиболее полными и не подлежат сомнению.

Валерий Корж, директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России

Автор материала:
Валерий Корж
E-mail: info@solidarnost.org

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности