Новый налог на недвижимость - исходя из ее кадастровой стоимости - россиянам придется платить уже с января 2016 года. Причем как предприятиям, так и населению. В список попадут дома, квартиры, дачи и даже гаражи. Решать, вносить ли в список объектов, подлежащих кадастровой оценке, то или иное здание, доверено местным властям. Некоторые полагают, что только таким способом можно достичь справедливости. Эксперты же называют закон “рейдерским” и прогнозируют судебный коллапс. Корреспондент “Солидарности” разбирался в нюансах.
Последствия нового налогообложения для населения, малого и среднего бизнеса обсудили представители Госдумы и эксперты на пресс-конференции в “Интерфаксе” 4 июня.
- Россия, наряду с Америкой, занимает лидирующие позиции по численности собственников в стране, - констатировала модератор мероприятия, вице-президент Международной академии ипотеки и недвижимости (МАИН) Ирина Радченко. - Правда, американцы, покупая недвижимость, знают, во сколько годовых она им обойдется. Что касается наших граждан - то они сначала оформили в собственность квартиры, приватизировали дачи после амнистии, а теперь, в конце этого года, им придет “рождественская” весть, сколько это будет стоить.
Радченко призвала участников конференции уже сейчас узнавать стоимость своей недвижимости, потому что с момента, когда платежки поступят на почту, будет выделен месяц на совершение платежей, а их оспаривание - очень сложная и дорогостоящая процедура.
Инвестиционная привлекательность многих объектов недвижимости из-за новой схемы налогообложения, как считает Радченко, серьезно понизится: срок их окупаемости увеличится в среднем на три-пять лет. Инвесторам станет еще менее выгодно вкладывать средства в российскую недвижимость и производство, а закрытие западных рынков капитала уже сделало такую тенденцию печальным фактом.
Депутат Госдумы Иван Грачев, коллега Радченко по МАИН, полагает, что массовость кадастровой оценки приведет к серьезному искажению стоимости объектов относительно их реальной рыночной цены, и как следствие - это может вызвать повышенную социальную напряженность. Грачев предупредил, что несовершенство методики кадастровой оценки спровоцирует коллапс судебной системы - из-за потока желающих оспорить стоимость налоговой базы.
Более того, закон о новом налоге получил от экспертов определение “рейдерский”. Ведь полномочия вносить в списки объекты, подлежащие кадастровой оценке, предоставлены местным органам власти - то есть результаты всецело зависят от добросовестности чиновников.
В некоторых регионах кадастровая оценка уже введена. Грачев привел показательный пример: владельцы двух похожих торговых центров в одном городе облагались налогами, которые отличались друг от друга в десятки раз. Просто один из этих объектов был включен в кадастровый список, а другой - нет. Помимо того, новый налог может стать причиной банкротства мелких и средних предприятий, считает депутат, а понижающие коэффициенты, заявленные правительством на первые четыре года, сгладят проблему, но не решат ее.
- Эта история начиналась лет пятнадцать назад, когда малограмотные люди, не знающие азов теории вероятности, пытались ввести налог - не понимая при этом, что рыночная стоимость по российскому закону является случайной величиной. В данном смысле - как в школе учили: если не умеешь работать со случайными величинами, нужно знать не только среднее значение, но и процент ошибки, который возможен при вычислении налога, - предостерег Грачев.
По оценке депутата, вычисление налога по кадастровой стоимости будет производиться с погрешностью примерно в 300%. При этом Грачев полагает, что у “сильных” представителей бизнеса скорее всего найдется возможность договориться с местными властями.
После разгромной критики со стороны Грачева выступил один из соавторов законопроекта, первый зампред комитета ГД по бюджетам и налогам Сергей Катасонов. И заявил, что кадастровый принцип расчета налога на имущество для справедливого и более равномерного исчисления налога на субъекты экономической деятельности и население абсолютно верен. А заодно перечислил недостатки системы:
- Основной проблемой при исчислении налога на имущество от кадастровой стоимости является качество определения непосредственно кадастровой стоимости, что вызывает массу вопросов и обращений в суд, - признал Катасонов и выразил сожаление по поводу того, что вводится закон “единовременно, волевыми решениями”, а не плавно и равномерно.
Корректировки требует и “резкая диспропорция в налогообложении между плательщиками разных субъектов”. Как считает депутат, решить проблемы можно на уровне субъекта РФ и конкретного муниципального образования - за счет установления ставок и льгот для разных категорий. Однако законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ и муниципальных образований, как правило, такую возможность не используют:
- Нужно, чтобы минэкономразвития каждого субъекта РФ защитило результат, который они получат на своих территориях; результат этот должен быть разумным. Политика такова: чем более слабая подготовка у губернатора, тем лучше, поскольку его задача не развитие территории, а распределение средств федерального бюджета. Чем менее подготовлен губернатор, тем легче с ним договориться. Из-за того, что таких большинство, во всех субъектах должна быть проведена работа по защите ставок налога на имущество.
“Хотели как лучше, а получили как всегда”, - подытожила выступление депутата Радченко.
В защиту закона выступили зампред комитета Госдумы по ЖКХ Александр Сидякин и министр экологии и природопользования Московской области Александр Коган.
Вначале слово предоставили Сидякину. Он рассказал, что если внедрять данный закон разумно, а это во многом зависит от регионов, то можно существенно улучшить экономику.
- На данную тему проводилось множество круглых столов и встреч экспертного сообщества, - заявил Александр Коган. - Система должна быть справедливой. Бороться за отмену нового налога - означает предложить что-то другое. Нужно совершенствовать этот. Вспомните, сколько платят владельцы элитного дома на Рублевке! Граждане, не обладающие такой собственностью, будут платить в разы меньше.
Глава комиссии по кадастровой оценке и оспариванию кадастровой стоимости Общественного совета при Росреестре Алексей Каминский назвал процедуру оспаривания кадастровой стоимости в большинстве своем профанацией.
Комиссии и суды все реже принимают решения снизить некорректно определенную величину кадастровой стоимости до рыночного уровня. Выход Каминский видит в новом порядке формирования комиссий - в их составе должно быть по четыре представителя профессиональных сообществ и по три представителя органов власти. Такой нормативный акт был подготовлен Минэкономразвития в октябре, но пока не принят. Сейчас комиссия состоит из трех представителей органов власти и одного представителя профсообщества. Безусловно, присутствует административное давление, и комиссии отказывают жалобщикам. Каминский зачитал один отказ: “В связи со сложной социально-экономической ситуацией и необходимостью сохранения бюджетных средств - отказать”.
От обрисованных участниками конференции перспектив корреспонденту стало тоскливо, хотя обладание загородным особняком или квартирой в центре Москвы - не его случай...
Сейчас для налогообложения используют инвентаризационную балансовую стоимость для физических лиц и остаточную балансовую - для юридических лиц. Эти величины, как правило, были гораздо ниже рыночной цены недвижимости. Кадастровой называют стоимость объекта на рынке недвижимости согласно расчету Кадастровой палаты. В зависимости от колебаний на рынке она может меняться. Так, если рядом построили завод, недвижимость может подешеветь. Государственная кадастровая оценка должна проводиться не чаще одного раза в три года. Для Москвы, Петербурга и Севастополя периодичность снижена до двух лет.
Узнать кадастровую стоимость можно на сайте Росреестра rosreestr.ru. Во вкладке “Сервисы” нужно перейти по ссылке “Справочная информация по объектам недвижимости”. Откроется анкета, где следует указать адрес недвижимости или кадастровый номер. После нажатия на кнопку “Сформировать запрос” появится информация об объекте вместе с кадастровой стоимостью. Данные о кадастровой стоимости содержит и кадастровый паспорт объекта недвижимости. Впрочем, если он был получен до 2012 года, графы “Стоимость” в нем, скорее всего, не окажется.
Многие владельцы квартир, гаражей и дач пока не подозревают, с какими суммами им предстоит регулярно расставаться за свои “имения”. Так, уплата налога за дачный дом может обойтись хозяевам в несколько десятков тысяч рублей. В центре столицы рыночная стоимость объектов “старого” жилищного фонда превосходит инвентаризационную иногда в 20 - 40 раз. Эксперты считают, что владельцы таких квартир, даже при самой низкой налоговой ставке, заплатят по кадастровой оценке налог в четыре - семь раз больший, чем ранее.
Планируется, что все регионы РФ примут новую систему поэтапно с 2015 по 2019 год. В регулировании величины налога на имущество большую роль будут играть местные органы самоуправления, которым правительство доверило определять процент от кадастровой стоимости жилья для выплаты владельцем в качестве налога. Диапазон ставок для физических лиц составит 0,1% - 2% от кадастровой стоимости жилья. Для юрлиц ставка налога достигнет 2% к 2018 году.
Для пенсионеров и части льготников предусмотрено освобождение от налога - но только на один объект из всех, имеющихся в их собственности (жилых домов, квартир, комнат, гаражей, машино-мест, творческих мастерских). Льготы могут получить Герои Советского Союза, ветераны войны, инвалиды I и II группы, ликвидаторы аварии на ЧАЭС.
Подробнее о кадастровой и рыночной стоимости, а также о способах оспаривания результатов оценки см. “Солидарность” №№ 16, 17, 2015, “Росреестр и кадастровая собственность земли”.