Середина февраля для Республики Корея вышла неоднозначной - олимпиадные хлопоты и кажущееся оттаивание отношений с Северной Кореей затмили детали давнего, но не отболевшего дела об аресте и освобождении главы компании Samsung. “Солидарность” разбирает южнокорейский случай противодействия коррупционным злоупотреблениям и анализирует подобные ситуации в мире.
Вице-президента и де-факто главу южнокорейской компании Samsung недавно освободили из заключения по решению суда. Напомним, что после объявления импичмента президенту Пак Кын Хе в стране началась откровенная антикоррупционная “охота на ведьм”. В феврале прошлого года помимо подруги бывшего президента (а позже и самой Пак Кын Хе) под стражу был заключен Ли Чжэ Ён, фактический глава “локомотива южнокорейской экономики”. Ли вменялись взяточничество, растрата, перевод государственных средств за рубеж, лжесвидетельство. Хотя прокуратура требовала 12 лет, в августе 2017 года Ли был приговорен к пяти годам лишения свободы. Это было одобрено профсоюзами Кореи, которые сыграли одну из ключевых ролей в смещении Пак Кын Хе. Однако 5 февраля этого года Ли был освобожден по решению апелляционного суда, который сократил срок его пребывания в тюрьме до двух с половиной лет, с отсрочкой вступления приговора в силу на четыре года.
А экс-президенту грозит пожизненный срок - хотя, скорее всего, ненадолго. Вполне возможно, что ее ждет судьба других бывших президентов Южной Кореи, которые в свое время попадали под следствие (Чон Ду Хван, Ро Дэ У), - амнистия президентским указом.
Освобождение Ли Чжэ Ёна из тюрьмы было крайне негативно встречено корейскими профсоюзами и Международной конфедерации труда. Генсек МКП Шаран Барроу напомнила, что глава Конфедерации профсоюзов Кореи Хан Сан Гюн в декабре 2015 года был помещен в тюрьму за участие в демонстрациях - и нет никакого намека на пересмотр его дела.
Впрочем, судят в Южной Корее за взятки не только президентов. Так, бывший премьер-министр страны Ли Ван Гу занимал свой пост относительно недолго - с середины февраля по конец апреля 2015 года. Он ушел в отставку после того, как ему были предъявлены обвинения в коррупции. Точнее, в получении взятки в размере 27 тыс. долларов при подготовке к парламентским выборам от бизнесмена Сон Ван Чжона (который покончил с собой и в предсмертной записке обличил Ли Ван Гу и других чиновников). Ли приговорили к восьми месяцам лишения свободы.
Китайская Народная Республика намного более радикальна в отношении коррупционеров, чем Республика Корея. Так, весьма нашумевшим стал случай обвинения бывшего министра общественной безопасности Чжоу Юнкана, который до прихода к власти Си Цзиньпина считался одним из самых влиятельных людей в стране. У него самого и его окружения изъяли около 14,5 млрд долларов. Чжоу был приговорен к пожизненному заключению и не стал подавать апелляцию, признав вину. Аналогичен и случай Бо Силая, бывшего мэра города Чунцин, прозванного в медиа “красным принцем”. Вместо головокружительной карьеры Бо оказался на скамье подсудимых, обвиненный в коррупции, растрате госсредств и нарушении внутрипартийной дисциплины. К пожизненному сроку суд добавил Бо еще семь лет за злоупотребление властью и 15 лет за растрату.
Под раздачу за мздоимство угодил и бывший партийный лидер города Чжухай Ли Цзя. За получение взятки его приговорили к штрафу в размере 310 тыс. долларов и 13 годам лишения свободы.
В апреле 2017 года суд приговорил бывшего главу крупной китайской металлургической компании Baoshan Iron & Steel к 17 годам лишения свободы. Ай Баоджун не только управлял компанией-конгломератом, но одно время возглавлял свободную торговую зону Шанхая, а потом занимал пост мэра Шанхая. По официальным данным, он использовал свое положение для накопления более 40 млн юаней за 14 лет. Суд не ограничился лишением бизнесмена свободы и обязал изъять у него 5,8 млн долларов для возврата муниципалитету Шанхая и ранее управляемой им компании.
Напомним, что кампания по противодействию коррупции набрала обороты с приходом к власти нынешнего лидера КНР: еще в начале своего правления он пообещал наказать всех взяточников, “от свирепого тигра до жалкой мухи”. И вполне возможно, что это - часть политической борьбы, в которой Си Цзиньпин стремится одержать победу. Только с 2013 года за коррупцию в Китае были осуждены около 1,3 млн чиновников.
Европейский союз не обошелся без коррупционных скандалов - более того, по сведениям антикоррупционного агентства ЕС OLAF (от фр. Office de Lutte Anti-Fraude - Офис по борьбе с мошенничеством), Евросоюз теряет на взятках около 323 млрд долларов ежегодно. Так, в 2015 году активного борца за выход Великобритании из ЕС и бывшего депутата Европарламента Эшли Моута приговорили к пяти годам лишения свободы - за присвоение около 500 тыс. фунтов стерлингов. Самое интересное, что Моут позиционировал себя как борца со взяточничеством.
Нельзя сказать, что борьба с коррупцией в Евросоюзе абсолютно прозрачна. Немало случаев, когда чиновникам удавалось уходить от наказания - в их числе бывший президент Германии Кристиан Вульф, которому были предъявлены обвинения по 28 эпизодам, в том числе в получении взяток. Размер его хищений оценивался в миллиарды евро. Тем не менее, несмотря на количество и тяжесть преступлений, Вульфу грозило всего три года тюрьмы - и даже их ему удалось избежать.
США тоже не обходят стороной дела о коррупции чиновников. Так, за последние несколько лет одним из громких случаев стал приговор Рите Крандвелл, занимавшей пост руководителя финансовой службы небольшого городка в Иллинойсе. Женщину уличили в хищении более 30 млн долларов, за что в 2012 году осудили на 20 лет.
Хотя страны Балтии очень гордятся развитием своей государственности после распада СССР, возбуждение антикоррупционных дел не миновало и их. Так, занимавший пост главы Банка Латвии с 2001 года Илмар Римшевич, который играл заметную роль и в политике Европейского ЦБ, оказался в центре скандала. Пока дело только стартовало, но министр финансов Латвии уверена, что Римшевич должен покинуть свой пост. В частности, ему инкриминируют присвоение 8,8 млн долларов, поступивших из европейских фондов. Ранее за взяточничество к тюремному сроку в пять лет с конфискацией имущества был приговорен бывший мэр Юрмалы Юрис Хлевицкис.
Без коррупционных скандалов не обошлась и Литва. В частности, во взятках и превышении служебных полномочий были обвинены экс-глава сейма Литвы Викторас Мунтянас (в 2008 году) и бывший вице-министр здравоохранения Артурас Скикас (в 2010 году).
Российские скандалы
В последние несколько лет идет усиленная борьба с коррупцией в России. Пока Следственный комитет РФ расследует дело о беспрецедентной в истории Министерства обороны взятке в размере 368 млн рублей, “Солидарность” представляет подборку наиболее громких дел (помимо дела “Оборонсервиса” и дела Алексея Улюкаева).
1. Дело Никиты Белых. Бывший губернатор Кировской области был задержан в июне 2016 года по обвинению, предъявленному по ст. 290 УК РФ (получение взятки в особо крупном размере). Белых вменяли два эпизода: получение взятки в 400 тыс. евро от бизнесмена Юрия Судгаймера и 200 тыс. евро от Альберта Ларицкого - за покровительство их бизнесам. Приговор Белых вынесен 1 февраля 2018 года: штраф в размере 48,2 млн рублей и восемь лет лишения свободы.
2. Дело Александра Хорошавина. В марте 2015 года экс-губернатору Сахалина и его подельникам были предъявлены обвинения в получении взятки - в общей ссложности 522 млн рублей. Свою вину Хорошавин не признал, а кассационная жалоба была отклонена. По решению суда, Хорошавин приговорен к изъятию имущества (на сумму 1,8 млрд рублей), штрафу в размере 500 млн рублей и 13 годам лишения свободы.
3. В 2014 году бывший мэр Астрахани Михаил Столяров был приговорен к 10 годам лишения свободы (впоследствии наказание было смягчено до 9 лет) и штрафу в размере 500 млн рублей. Годом ранее его арестовали за получение взятки в размере 10 млн рублей от одного из предпринимателей, причем чиновник еще и требовал 25,1% доли в уставном капитале фирмы.
Куда более мягким приговором отличилось следующее дело.
4. Бывший глава Новосибирской области Василий Юрченко оказался под следствием в 2014 году. Поводом стала растрата 18 млн рублей, которые не поступили в городской бюджет по вине Юрченко. По версии обвиняющей стороны, Юрченко в 2010 году продал крупный имущественный комплекс компании, аффилированной с принадлежащей Олегу Дерипаске фирмой, не проведя открытого аукциона, - тем самым был нанесен ущерб ОАО “ГазТрансКом” (в собственности у Новосибирской области). Он был признан виновным в превышении должностных полномочий и отделался условным сроком в три года, хотя обвинение требовало четырех лет. 21 февраля 2018 суд начал рассмотрение апелляционной жалобы бывшего губернатора.