О китайцах ходит множество мифов. Мол, они работают по 12 часов, без отпусков, без пенсий, за копейки, да еще и второго ребенка родить не могут. Так ли это? Об этом мы спросили нашу соотечественницу Ирину Чуднову, которая живет и работает в Китае уже 23 года. И с удивлением узнали, что средняя зарплата в Пекине… около 80 тыс. рублей, что работать после выхода на пенсию в Китае невозможно, что у них бывает сиеста, а отпусков, наоборот, практически не бывает. И многое другое. Предлагаем вашему вниманию рассказ Ирины о разных аспектах жизни в этой до сих пор загадочной стране.
В Китай Ирина Чуднова приехала в 1993 году, будучи студенткой Ростовского госуниверситета (факультет геологии) по обмену, не зная языка. В течение года русских студентов обучали китайскому, затем начались занятия, потом аспирантура… В итоге на учебу в Китае Ирина потратила восемь лет и намеревалась вернуться в Россию, работать по специальности. Однако за это время Россия так изменилась, что родную страну Ирина не узнавала и не понимала. В Китае с работой геологом тоже не сложилось. Сейчас Ирина работает в издательстве “Синолингва” (Sinolingua) в Пекине, продвигает книги в других странах. Издательство специализируется на учебной литературе и книгах по культуре Китая для иностранцев.
- Мы уезжали до 1993 года, и о событиях 93-го нам сообщил французский негр, он сказал: “О, хай, у вас там революция, ребята”. И мы бросились к приемнику. Спутник, который летает над Дальним Востоком, ловился в определенные часы, то есть какие новости мы успевали услышать, такие успевали. Но хотя бы узнали про расстрел Белого дома. И, конечно, когда вернулись на каникулы в Россию, это была другая страна: там был “МММ”, там был Леня Голубков, половину шуток мы просто не понимали. И Китай тоже становился другой. Когда я только начала там жить, кое-где в ходу еще были продуктовые карточки, на 50 грамм масла или на 100 грамм риса. Постепенно две страны уравнялись. Когда в 95-м году я приехала в Россию, то вдруг обнаружила, что Китай по уровню жизни примерно соответствуют России. А в 1996 году уже прямо было видно, что Китай вырвался вперед.
Сейчас средняя зарплата в Пекине - 8827 юаней, в Шанхае - 8867. Курс к рублю примерно один к десяти. То есть умножайте на десять, получите сумму в рублях. Для Пекина это, в общем, нормально. Снять квартиру-студию в 40 минутах на метро от центра стоит примерно 3 тыс. юаней в месяц. Обычно снимают вскладчину. Для тех, у кого есть свое жилье, самая большая статья расходов - ребенок. Ребенок в Китае - это маленький император, для него стараются покупать все самое лучше, а детские товары, как правило, стоят недешево. До школы детей стараются отдавать в развивающие центры, секции, и это тоже дорого. Часто в китайских детских садиках есть носители иностранных языков, как правило, английского… Потом нужно найти школу как можно лучше. В общем-то, есть муниципальные, но там обучение не так чтобы очень хорошее.
Впрочем, далеко не у всех такие зарплаты. Приезжие берутся за любую работу, за любую зарплату, лишь бы как-то зацепиться в городе. Это может быть работа за 3 тыс. юаней, и большая часть зарплаты уйдет на съем квартиры. Если человек способен на что-то большее, он найдет лучшие, высокооплачиваемые варианты.
В Пекине пособие по безработице составляет примерно 2500 юаней (но только для тех, у кого пекинская регистрация). На это, в общем, можно прожить, но, конечно, очень скромно.
В принципе, в Китае законодательно закреплен 8-часовой рабочий день с двумя выходными. Как правило, в государственных конторах это соблюдается. Обычно, особенно в учебных заведениях, рабочий день начинается в восемь часов, редко в девять. Потом - перерыв на обед с 11:30 до 13:00 либо до 14:00, а на юге страны и до 15:00, потому что очень жарко. В это время стараются поспать. После работа продолжается до 18:00. То есть работают примерно четыре часа до обеда и четыре часа после.
Но если фирма коммерческая, все зависит от эффективности. Обед длится около часа, а уходить с работы могут позже. По идее, сверхурочные должны оплачиваться, но иногда они оплачиваются отдельно, а иногда работнику сразу говорят: мы даем заведомо большую зарплату, но работать ты будешь столько, сколько понадобится. И, может, придется работать в свой выходной.
На хороших сертифицированных производствах соблюдаются нормы трудового законодательства, но, скажем, на фабрике, где используется неквалифицированный труд, где большая текучка кадров - может быть всякое.
В Китае много выходных дней, размазанных по всему году, и практически нет отпусков. Чтобы заработать себе день отпуска, нужно проработать год. Вот через десять лет у тебя будет отпуск в десять дней. И это распространяется на иностранцев. Есть Праздник весны, он же китайский Новый год. У рабочих праздник длится около месяца. У менеджмента короче, дней 10 - 14. Это возможность для городских высокооплачиваемых специалистов съездить за границу, в тот же Таиланд.
Наверное, только представители “рисовых” культур - из Вьетнама, Китая, Японии, Таиланда - могут долго выполнять что-то очень мелкое. Тщательно, с теми же вниманием и ответственностью как в начале, так и в конце. Бывает, зайдешь в ресторан в неурочное время и видишь, как девочки-официантки тренируются одним движением набрасывать скатерть на стол. Или красиво, одним движением, не проливая ни капли, наливать напиток из чайника в чашку. Стоят и бесконечно тренируются. Казалось бы, у тебя перерыв, отдохни - но она еще не очень хорошо умеет это делать и тратит время отдыха на то, чтобы отточить это.
Но не будем идеализировать Китай. Бывает, что на очень простое дело приходят шесть человек, хотя может справиться и один. Они еще создадут толкучку вокруг этого процесса.
Владелец ресторана может запросто создать до 300 рабочих мест. Будет множество поварят, которые просто с утра до вечера режут овощи. Будет от четырех до шести девушек, которые стоят в дверях и просто кланяются входящим, даже не провожают к столикам, провожать к столикам будут другие. Будет какое-то количество официантов, которые только разносят холодные блюда. Если работодатель создает рабочие места, ему положены налоговые преференции и другие бонусы. А зарплату таким работникам он платит небольшую, ему это выгодно.
Есть люди, которым нравится такая работа. Это освобождает их от всякой ответственности за самого себя. Работодатель тебе предоставляет общежитие, кормит минимум два раза в день, и вся небольшая зарплата (1600 - 2500 юаней) остается на личные нужды. Многие выходцы из деревень отправляют эти деньги родственникам. Есть те, для кого эта работа служит стартовой площадкой, чтобы зацепиться в городе, но они выделяют время, чтобы учиться, приобрести специальность, претендовать на большее.
Вышеописанный подход создан властями даже не столько ради борьбы с безработицей, сколько как способ снять социальное напряжение. Вообще снятие социального напряжения - это одна из самых главных задач китайского правительства. Например, в кризис 2008 года в дельте реки Жемчужной (это провинция Гуандун, где находится много производств) буквально в течение пары месяцев образовалось примерно 20 млн безработных. Поначалу власти подумали, что эти люди вернутся в свои семьи, они же туда приехали откуда-то. Но они не вернулись. Можно было махнуть рукой и сказать: ребята, так случилось, в Америке лопнула банковская система. Но вместо этого правительство придумало, как диверсифицировать производство, чтобы фирмы, работавшие раньше в основном на экспорт, переориентировались на внутренний рынок. В итоге социальный коллапс там не возник, хотя мог - преступность к тому времени подскочила в разы.
В Китае о тех правителях, которые не справляются с управлением, говорят: “Небо лишило небесного мандата”. Это когда возник какой-то вызов, но правительство не смогло его преодолеть. С конца ХХ века такого не было, и кто бы сейчас ни был председателем правительства, он не может занимать эту должность больше десяти лет.
Китай чем дальше, тем больше становится экономически привлекательным для жителей других стран, поэтому мигранты есть. Понятное дело, что они никак не могут работать, условно, дворниками, это просто невозможно - хватает своих. Но есть филиппинские нянечки, которые уже создают конкуренцию местным няням. Есть и вьетнамские рабочие.
Китай еще в нулевые годы стал очень популярен у африканских студентов. Зачастую это ребята, которые в институте учились в России, а в аспирантуру поступали в Китае. Сейчас Китай ведет активную политику в Африке, китайцы там очень много строят. Это отдельный интересный вопрос - китайское присутствие в Африке. Оно вроде бы незаметно, но активно. Соответственно, многие африканцы едут учиться в Китай. Кто-то остается. Кстати, у многих африканцев есть способности к языкам. Как правило, знают их несколько, и произношение, в частности китайского, у них очень хорошее.
Одно из важных завоеваний Китайской Народной Республики заключается в том, что крестьяне не платят налогов вообще. Но неприятность состоит в том, что они не имеют пенсии. В отличие от горожан.
На пенсию женщины выходят в 55 лет, мужчины - в 60. Но можно это сделать и раньше: если ты 25 лет отчислял взносы, можешь не ждать пенсионного возраста.
Поскольку в Китае молодежи много, государство считает, что необходима ротация рабочих мест. Нужно быть по меньшей мере академиком Китайской академии наук, чтобы работать после пенсионного возраста. Для многих иностранцев в Китае это большая проблема. Ты еще вполне готов продолжать трудиться, твоя организация хотела бы этого, но они не имеют права, потому что тебе больше 60 лет. Это закон, и он строго соблюдается.
Фирмы просто не смогут такого человека оформить. Вообще китайская государственная система устроена так, что если какая-нибудь бумажка тебе должна быть выдана, государство устроит твой проход по жизни так, чтобы ты эту бумажку получил. Хочешь ты этого или не хочешь, рано или поздно тебя поставят к окошечку, где тебе эту бумажку дадут и четко объяснят, что и как ты должен заполнить. Даже если ты - бабушка из деревни.
Размер пенсии сильно зависит от зарплаты, у нее есть накопительная часть. Плюс в Китае действует прогрессивный налог, и чем больше у тебя зарплата, тем больше ты отчисляешь. Но вообще Китай - это страна, где законодательно прописано, что дети обязаны заботиться о родителях.
В Китае полно программ по вовлечению пенсионеров в социальную активность. В каждом дворе есть специальная площадка, на которой утром и вечером занимаются зарядкой. Так и в каждом парке. Это недорого, 40 юаней в месяц. Есть и бесплатные площадки. Это может быть клуб рисования, танцы с веерами или бальные танцы, ушу, вышивание гладью или еще что-нибудь.
Вообще вышедшие на пенсию китайские дедушки и бабушки стараются не быть в тягость своим детям, поэтому стремятся как можно дольше находиться в хорошей физической форме. Они следят за своим режимом дня, за питанием, заботятся о своем психологическом состоянии, о своей социальной занятости. Так сложилось, что в современной городской жизни люди среднего возраста с соседями не очень дружат. А вот на пенсии такие социальные связи как раз и создаются.
Пенсионеры начинают ездить в турпоездки за границу, очень распространен туризм внутри страны. Для этого есть особые муниципальные программы. Китайцы внутри страны путешествуют гораздо больше, чем за границей. Их вообще много, поэтому даже тех, кто выезжают за границу, много. Еще китайцы любят ездить группами. Группа маленькой не бывает, человек 30 - 40.
Крестьяне, по сути, индивидуальные предприниматели. Не платят налоги, сами распределяют прибыль, но, соответственно, ничего не имеют от государства. Ни пенсии, ни медстраховки. В разных частях страны они живут по-разному, где-то очень богаты, гораздо богаче городских жителей. Где-то довольно бедны. Это еще и другой менталитет, очень отличающийся от менталитета горожан.
Горожанам работодатель может оформить медицинскую карту. Она выглядит как водительское удостоверение с чипом. Но не все организации вправе оформлять ее своим работникам. И не в каждом лечебном заведении можно ею воспользоваться. В Китае больницы делятся на уровни: 4А, 3А, 2А, 1А. Это разные лечебные учреждения. Допустим, тебе в больнице говорят, что медицинская услуга стоит 400 юаней. После того, как ты даешь карту, цена может превратиться в 120 юаней. Это как скидочная карта, а частично услугу оплачивает страховая компания.
Раньше был всем известный принцип. В городе: одна семья - один ребенок. В деревне: одна семья - два ребенка, если первый - девочка. Если в городской семье рождается второй ребенок, значит, надо заплатить социальный налог. Размер зависит от населенности провинции. Чем населеннее провинция, тем выше налог. Он может достигать 100 тыс. юаней - это больше 12 тыс. долларов, очень много! Мало того, что ты единоразово должен заплатить такую сумму, так налог надо платить снова, когда ребенка отдаешь в детский сад, в школу и т.д.
Если не можешь заплатить, то могут, например, забрать твое имущество. В деревнях, если нарушался этот закон, могли снести твой дом. И если у женщины уже было двое детей, ей принудительно делали операцию по перевязыванию фаллопиевых труб. Городским женщинам бесплатно вставляли внутриматочные спирали, раздавали средства контрацепции. Аборты в Китае очень дешевы.
Но в прошлом году стало понятно, что работоспособное население сокращается. Возникла новая проблема. Вот есть семья, в которой отец и мать родились после 80-го года, они - единственные дети своих родителей, и у них тоже единственный ребенок. Когда постареют четверо бабушек и дедушек и двое родителей, этому одному ребенку придется кормить их всех. Поэтому в прошлом году был принят закон: если родители являются единственными детьми в своих семьях, то они могут завести второго ребенка. И многие в тот же год правом воспользовались. Скоро родить второго позволят не только тем, кто был единственным ребенком, но и тем, у кого есть брат или сестра. То есть ввели послабления. Нельзя сказать, что закон отменили полностью, но теперь можно родить второго ребенка без уплаты соцналога.
В Китае нет бесплатного государственного образования. Если семья совсем не может оплатить школу, им дадут государственные субсидии или еще как-то помогут. Так или иначе девятилетнее образование ребенок обязательно получит. Другое дело, что это будет не самое качественное образование.
В Китае есть особенность - так называемый хукоу. Это аналог советской прописки или российской постоянной регистрации. Очень важно, из какой провинции ты происходишь, потому что экзамены за девятый класс средней школы ребенок будет сдавать в том месте, где его хукоу. А в разных провинциях программы обучения сильно отличаются. Вплоть до того, что если ребенок учился, например, в Пекине, а хукоу у него в провинции Чжэцзян, то программы по некоторым предметам будут отличаться настолько, что последний год ребенку придется отучиться в Чжэцзяне, чтобы суметь сдать экзамены.
В Китае есть свое ЕГЭ, но программы обучения все равно немного разные. Это настоящая проблема для многих китайских семей, которые в течение долгого времени проживают не там, где они постоянно зарегистрированы.
Высшее образование полностью платное, но если ты сдаешь экзамены в числе десяти лучших, то можешь претендовать на государственную стипендию. Все остальное платное. Более того, студенты обязаны жить в кампусе, даже если они местные. Учебный процесс растянут на целый день, он начинается рано утром с зарядки. Естественно, если ты будешь уходить домой, то учиться будет очень затруднительно.
Впрочем, кампус - это весело, недорого и удобно. Например, между уроками можно прийти в свою комнату поспать. В женские общежития мальчиков не пускают категорически. На входе сидят специальные тетушки, которые не пустят даже отца или брата девушки, потому что это может помешать остальным. В комнате проживает несколько человек, и с годами условия становятся все лучше и лучше. Но надо отметить, что китайские ребята и девчата с детства очень уживчивые. Никто никому не мешает. Как так получается - я не очень понимаю. Я сама в студенческие годы ездила на практику в России, а затем в Китае. Российские девочки все очень быстро переругались, а с китаянками мы хоть и жили в огромной комнате - 60 человек, кровати в два этажа, - тем не менее это не напрягало в плане отношений.
В Китае однозначно лучше умение работать с большими массами народа, способность пропускать много людей. В России в этом отношении… боже мой…
Зато в России не заблокирован Интернет. В Китае заблокированы все иностранные социальные сети, кроме “ВКонтакте”. Там, кстати, довольно много китайцев. “Инстаграм” заблокировали в 2014 году, после того как в Гонконге случилась “революция зонтиков”. Тогда студенты делились фотографиями и рассказами о событии через “Инстаграм”.
Разумеется, китайцы без связи не остались. Есть, например, WeChat - великолепное китайское приложение, по-китайски он называется “Вэйсинь”: “вэй” - это “микро”, “синь” - “сообщение”. Это одновременно и социальная сеть с возможностью создавать группы (не более 200 человек), и платежная система, и мессенджер, и многое другое. Но там могут в поиске исключить нежелательные слова, если, скажем, возникает какая-то горячая политическая тема.
В личную жизнь людей власть в общем-то не лезет, в отличие от общественной. Например, организовать митинг в Китае - очень сложно... Всем известно китайское новостное агентство “Синьхуа”. У них корреспонденты, наверное, во всех частях страны, в любой дыре. В числе прочего они занимаются тем, что держат руку на пульсе народа, узнают, о чем думают люди в этой местности. В новости попадает очень небольшая часть собранной информации, но они отправляют наверх большие отчеты: о чем люди думают, о чем говорят, что их волнует, какие есть проблемы.