На заседании Российской трехсторонней комиссии 29 января профсоюзы, работодатели и даже правительственная сторона в лице вице-премьера РФ Ольги Голодец раскритиковали предложение Минфина передать сбор социальных взносов в Федеральную налоговую службу. Тем не менее на повестке дня стоял вопрос о проблемах, которые в связи с этим возникнут, так как вопрос о передаче - уже решен.
15 января президент подписал Указ № 13 “О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования РФ и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования”. В указе - поручение правительству до 1 мая 2016 года подготовить законопроекты, предусматривающие, в частности, возложение на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти функций по администрированию страховых взносов...
За весь Минфин пришлось отдуваться заместителю директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики министерства. Лучше всего передать то, что происходило на заседании РТК, можно пьесой.
Вице-премьер правительства РФ по социальным вопросам, координатор РТК - Ольга Голодец
Председатель ФНПР, координатор стороны профсоюзов в РТК - Михаил Шмаков
Президент РСПП, координатор стороны работодателей в РТК - Александр Шохин
Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина, член РТК - Андрей Кизимов
Председатель Росхимпрофсоюза, член РТК - Александр Ситнов
Представитель Федеральной налоговой службы
Овальный зал Дома правительства, Москва. Заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Кизимов (поднимается на трибуну, говорит уверенно)
- Основная задача в рамках реализации указа - это снижение административной нагрузки на бизнес, связанной с администрированием страховых взносов.
Голодец
- Работодатели не жаловались на административную нагрузку, они предложение не поддерживают.
Шмаков (из президиума)
- Сейчас вы, введя в заблуждение нашего президента, протолкнули этот указ. Вы хотите улучшить собираемость взносов в фонды. А вы знаете, чьи это средства? Кто хозяин этих денег?
Кизимов
- Платит - работодатель, а дальше деньги принадлежат фондам.
Шмаков
- Вы ошибаетесь. Кто собственник НДФЛ? Государство, так? А кем при этом является работодатель? Агентом. Так чем отличается ситуация со взносами в Пенсионный фонд от уплаты налога?
Кизимов (начинает подбирать верный ответ, как студент на экзамене)
- Работодатель - тот же агент?
Шмаков
- Да. Так кому, значит, принадлежат деньги?
Кизимов (волнуясь)
- Эээ... Работнику?
Шмаков
- Да. Это является отложенной частью его зарплаты.
Кизимов (искренне удивляется)
- Почему? Нуу... наверное, при определенных ситуациях...
Голодец (вмешивается с возмущением)
- При каких “определенных ситуациях”?! Да при всех ситуациях!
Шмаков (продолжает тоном преподавателя, читающего лекцию для первокурсников)
- Человек страхует свой доход на тот период, когда он не сможет работать. Это называется пенсия. Взносы в медстрах и соцстрах ничем не отличаются от взносов в Пенсионный фонд. Так почему Минфин предлагает новую структуру для сбора этих взносов, не посоветовавшись с владельцами этих средств, то есть с гражданами?
Кизимов (войдя в привычную колею, бодро и уверенно)
- С точки зрения граждан здесь никаких изменений быть не должно. Это вопрос администрирования. Мы не предполагаем затрагивать систему социального обеспечения.
Голодец (не может спокойно слушать такое и вмешивается)
- У нас не социальное обеспечение, а социальное страхование! Это две принципиально разные схемы!
Кизимов
- База для исчисления страховых взносов и НДФЛ - по сути, одна и та же.
Хохот сотрясает Овальный зал Дома правительства. Члены РТК с удовольствием наблюдают за этим ликбезом для Минфина, но дальше сдерживаться уже не могут.
Голодец (еще с выдержкой, хотя готова взорваться)
- Это не так! Вы глубоко заблуждаетесь.
Шохин (ехидно)
- Дело кончится тем, что база будет одинаковая. Опыт моего личного общения с инициаторами указа подсказывает, что именно к этому все и идет.
Шмаков
- Мы занимаемся этой темой уже 25 лет и видим тенденцию, которая стоит за формулировкой “улучшение собираемости взносов”. Это дальше неизбежно повлечет за собой необходимость возврата к единому социальному налогу. Видимо, кто-то хочет получить быстрые деньги за счет грабежа соцфондов. А почему одни собирают, а выплачивают другие? Ведь вся ответственность наступает во время выплат. Вершки собирать хотят одни, а нести ответственность по невыплатам и неправильному расчету пенсий предлагают другим?
Тут Шмаков поясняет, что есть еще и особые виды страхования: от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. У них сложная система оценки рисков, в связи с чем могут возникнуть сложности с уплатой взносов в единый уполномоченный федеральный орган.
Шохин (еще более ехидно)
- А давайте мы обязанности по управлению соцфондами возложим на социальное партнерство.
Шмаков (быстро)
- Я согласен! Нам надо объяснить президенту, что ему подсунули проект указа, который, с одной стороны, невыполним, а с другой - вызывает напряжение в обществе. Надо передать управление на трехсторонний уровень.
Встает председатель Росхимпрофсоюза Ситнов, поясняет: Минфин дал понять соцфондам, что недоволен их работой - вроде как они мало собирают взносов. И продолжает.
Ситнов
- Какая сейчас собираемость взносов у фондов, и какой вы хотите добиться? По нашей информации, собираемость в соцстрахе - 97%, в Пенсионном фонде - 99%. Это что, плохо?
Кизимов
- Я хочу попросить коллегу из налоговой службы, чтобы она ответила на этот вопрос...
Ситнов
- То есть вы не знаете?
Представитель Федеральной налоговой службы подтверждает цифры, названные Ситновым.
Ситнов
- То есть вы обманули моего президента! Ведь название указа - укрепление платежной дисциплины.
Представитель ФНС
- Цифры действительно такие. Но у них очень высокая накопленная задолженность...
Ситнов
- Пенсионный фонд объясняет эту задолженность: больше половины - это долги предприятий-банкротов.
Вице-премьер Ольга Голодец предлагает завершить обсуждение: всем в зале все понятно. И подводит итог, заодно еще раз просвещая представителя Минфина.
Голодец
- Пенсии - это не налоговый платеж, это отложенная зарплата. И мы последовательно, очень аккуратными шагами, находя сложные, компромиссные решения, двигались в течение многих лет, чтобы сблизить позиции работодателей, профсоюзов и правительства. На самом деле у пенсионной реформы отличные результаты. Угроза, которую видят и опасаются коллеги, существует, и из вашего доклада понятно, что ее недооценивают.
Шмаков
- Мы видим, что это приведет к замене социального страхования соцобеспечением. Это путь назад.
В завершение три стороны РТК принимают решение по этому вопросу: создать рабочую группу по подготовке проектов нормативных правовых актов по реализации указа. Все знают, что подписанные указы президент никогда не отменяет. Значит, придется работать в новых условиях и постараться не допустить ухудшения ситуации в пенсионной системе.
Рассмотрение других вопросов на заседании РТК прошло более прозаично: выступление докладчика, обсуждение, принятие решения. В 2016 году из бюджета на поддержку сферы занятости в регионы выделено 5 млрд рублей. О том, как будут распределены эти деньги, рассказал директор департамента занятости населения Минтруда Михаил Кирсанов.
Сделано это в продолжение мероприятий по снижению напряженности на рынке труда, действовавших в 2015 году. Они, по оценке Минтруда, показали свою эффективность. Тогда поддержку получили 122 тыс. работников, в основном она касалась временной занятости, а также обучения. В этом году такие направления поддержки, как временная занятость, профессиональное обучение и стажировка работников, остались, а еще к ним добавили поддержку трудоустройства инвалидов и тех работодателей, которые реализуют инновационные проекты и импортозамещение.
По данным мониторинга, по состоянию на конец 2015 года заявили о состоявшихся и предстоящих увольнениях 60,4 тыс. организации, в которых трудятся 14,7 млн человек, или 18% населения, занятого экономической деятельностью. По сравнению с ситуацией в январе 2015 года сейчас могут потерять работу на 116,6 тыс. человек (или почти на 50%) больше. В настоящий момент под риском увольнения находятся 631 тыс. сотрудников.
При этом 280,5 тыс. человек находятся в простое по инициативе администрации, работают неполное рабочее время или отправлены в отпуск по соглашению сторон. Это на 74,1% больше, чем в январе прошлого года.
Условия выделения субсидий такие же, как и годом ранее: регионы разрабатывают программы, межведомственная комиссия при Минтруде их рассматривает и утверждает. Деньги выделяются из федерального бюджета при условии софинансирования программы регионом.
У сторон соцпартнерства вопросов к данному проекту постановления не возникло. Лишь Михаил Шмаков обратил внимание правительственной стороны на то, что идет разработка антикризисного плана, в чем, к сожалению, соцпартнеры не участвуют.