В Женевском кантоне с прошлого года действует пилотный проект новой программы по защите и легализации мигрантов, занятых в неформальном секторе экономики. Программа была принята под давлением профсоюзов и общественности. О первых результатах рассказывает Кирилл Букетов, координатор Международного союза пищевиков IUF по Восточной Европе и Центральной Азии.
Отношение большинства европейских профсоюзов к трудовым мигрантам за последние 20 лет изменилось коренным образом. Когда их поток только появился и стал нарастать в начале 1990-х годов, профсоюзы считали своим долгом защищать местный рынок труда, рассматривали работников из других стран в качестве конкурентов, да еще и готовых на любой зарплатный демпинг. Сотрудничество с полицией в рейдах по отлову людей без документов было нормой для профсоюзных представителей в регионах.
Но в процессе общения с этими пришлыми непонятно откуда людьми становилось очевидно, что их единственное преступление состоит в желании легально работать и зарабатывать достаточно для того, чтобы прокормить свои семьи. Постепенно стали возникать новые профсоюзные программы, основанные на чувстве солидарности и помогающие таким работникам в легализации. Упор при этом стали делать на ответственности работодателя, который должен был самостоятельно позаботиться об оформлении легальных отношений с работниками и понести наказание в случае использования нелегальных форм занятости. Эта политика стала приносить свои плоды, но лишь отчасти: в формальном секторе экономики, в сфере гостеприимства, на предприятиях общепита, сельскохозяйственных фермах.
Огромная же сфера частных услуг в неформальной экономике до сих пор остается закрытой, теневой зоной, где невозможно регулировать трудовые отношения. Большое число мигрантов работают в частных домах и на квартирах, занимаясь уборкой, приготовлением еды, присмотром за детьми и престарелыми членами семьи. Не имея легального статуса и разрешения на работу, такие работники крайне уязвимы, не могут пожаловаться на притеснения, ответить на насилие, в том числе сексуального характера.
Новая женевская программа “Папирус” призвана вернуть под общественную и государственную защиту тысячи и тысячи людей, не имеющих легального статуса. Программа была создана под давлением профсоюзов UNIA и SIT, Социалистической партии Женевы, христианских религиозных организаций и гражданских инициатив, которые добивались ее проведения на протяжении 15 лет. Кампания включала в себя многочисленные и, главное, бесперебойные акции, в том числе оккупацию общественных зданий и помещений, и в итоге принесла свои плоды. Пилотный проект начался в 2017 году в кантоне Женева.
За первый год существования “Папируса” легальный статус получили 1093 человека и 400 детей мигрантов, прошедших процедуру вместе с родителями. Число участников программы, по прогнозам, увеличится до 2000 к концу 2018 года. Для легализации необходимо подтвердить факт пребывания в Женеве не меньше 10 лет (не меньше 5 лет для имеющих детей) и наличие легальных источников дохода.
В настоящее время в кантоне, по оценкам государственного статбюро, находится около 13 тысяч мигрантов на нелегальном положении. Каждый месяц при помощи специальных анонимных консультаций, действующих при профсоюзах и ассоциациях диаспор, заявки на легализацию в среднем подают 15 человек. Большинство из них - женщины. Больше 80% - выходцы из Латинской Америки, 10% - европейцы, 6% - из стран Азии и 3% из Африки.
Но что значит “легальные источники дохода”? Как вывести из тени оплату, которую люди, занимающиеся уборкой в частных домах, получают наличными? “Папирус” включает простой механизм: любой, кто пользуется услугами домашних работниц и работников, может безо всяких последствий для себя заявить об этом в специальный налоговый орган, который рассчитает размер взноса в социальную кассу (как правило, 5% от уплачиваемой почасовой ставки).
Так, при минимальном, почти невидимом повышении оплаты работодатель перестает подвергаться риску наказания за использование нелегально чужого труда. А работник получает официальное отчисление в социальную кассу и доступ к системам медицинского, социального и пенсионного страхования, не говоря уже про разрешение на пребывание и работу в стране. Государственные органы получают дополнительные взносы в казну и возможность лучше регулировать рынок труда, а профсоюзы - прямой доступ в неформальный сектор, возможность объединения работников и выравнивания условий труда для всех.
Программа “Папирус” уникальна не только для Европы, но и для Швейцарии. До сих пор она реализуется только в одном из 26 швейцарских кантонов, наиболее прогрессивно настроенном. Но и тут она подвергается жесткой критике со стороны правых партий, которые считают, что программа открыла доступ в кантон для колонн тунеядцев, бездельников и преступников. Однако их аргументы звучат все менее убедительно с каждым новым выданным разрешением на работу тем, кто уже более 10 лет находится в стране, выполняет самую тяжелую и неблагодарную работу и способен это доказать документально.
Для всех этих людей участие в “Папирусе” ведет к кардинальным переменам в их жизни, полной страхов и неуверенности. Для жителей Женевы очевидно, что легализация ведет к сокращению преступности и улучшению общего морального климата, а изменения стали возможны благодаря рабочим партиям и профсоюзам, которые продолжают борьбу за социальную справедливость для всех.