Госслужащие, диспетчеры, водители такси... Знамена и поводы для протеста разные, день действий - единый. 26 января в Париже прошла “всеобщая мобилизация” работников разных секторов, в которой приняли участие десятки, если не сотни тысяч человек.
26 января во Франции стартовала всеобщая забастовка, организованная тремя крупнейшими профцентрами страны - Всеобщей конфедерацией труда CGT, объединениями “Сила рабочих” (Force Ouvriere), “Солидарные” (Solidaires) и рядом других организаций совместной мобилизационной мощностью в 5,5 миллионов человек. На улицы Парижа, где развернулись основные протесты, и других городов страны, вышли люди разных профессий с разными требованиями - но, выступив единовременно, демонстранты добились невиданного резонанса. О забастовке заговорило большинство мировых СМИ.
Застрельщиками протеста стали авиадиспетчеры - они начали бастовать еще с вечера 25 января. В этой отрасли традиционно сохраняется немало болевых точек, в частности, неуклонное сокращение рабочих мест и несовершенная система оплаты труда, так что забастовки во французских аэропортах перестали быть редкостью.
Лишь за последние два года авиадиспетчеры Франции провели несколько резонансных и принесших серьезные убытки авиакомпаниям акций. Наверно, по этой причине Генеральное управление гражданской авиации Франции заранее знало, чего ждать, и предупредило авиакомпании о необходимости отменить примерно 20% рейсов во французских аэропортах.
Реальный эффект от забастовки оказался чуть ниже, чем сулили прогнозы, но в некоторых аэропортах наблюдались серьезные перебои. Особенно пострадали от забастовки компании-лоукостеры вроде Ryanair и EasyJet.
К слову, Ryanair, которая не в первый раз становится жертвой французских трудовых споров, некоторое время назад даже направила европейским чиновникам петицию, потребовав либо запретить французским авиаработникам забастовки, либо позволить работать в воздушном пространстве Франции диспетчерским центрам соседних стран.
В Париже и других крупных городах состоялись также массовые акции работников образования и госслужащих, для которых главным раздражителем остается сохраняющийся во Франции уже несколько лет курс на экономию бюджетных средств, в частности, за счет зарплат и соцгарантий в госсекторе. В протестах приняли участие и педагоги, которых, помимо собственного заработка, беспокоит еще и будущее французского образования. Недавняя реформа, запущенная властями, серьезно изменит учебные планы средних школ. Так, чиновники хотят резко уменьшить преподавание классических и - отчасти - современных иностранных языков.
Но настоящего жару - в буквальном смысле этого слова - задали в забастовочный день таксисты, которые, пожалуй, и стали медийным лицом протестов 26 января. У водителей такси повод был свой: во французских мегаполисах, как и по всему миру, профессия таксиста рискует попасть в списки “умирающих” из-за приложения Uber и подобных ему сервисов.
Uber - программа для смартфонов, позволяющая отслеживать и заказывать онлайн машины водителей-частников. Она грозит полностью перекроить рынок городских перевозок, поэтому таксисты с лицензиями, неспособные выдерживать конкуренцию с Uber по цене, не первый год пытаются добиться запрета этого и других приложений, работающих по данной схеме.
Забастовка таксистов против технологической революции оказалась и самой интернациональной. Для участия в парижской забастовке прибыли крупные делегации таксистов из Испании и Бельгии.
“Речь идет о мобилизации [таксистов] всей Европы, - отметил глава профсоюза таксистов, членской организации CGT, Карим Аснун. - Все наши коллеги страдают от отсутствия ограничений [на рынке перевозок], которые идут на пользу транснационалам (штаб-квартира Uber находится в США. - А.Ц.), работающим незаконно”.
Пикеты таксистов на время превратили Париж в подобие Киева образца зимы-2014: на перекрытых шоссе чадили костры из покрышек. Не обошлось без стычек и потасовок. В результате беспорядков около двадцати участников протеста были задержаны.
Впрочем, таксисты, не побоимся этого слова, жгли в эти дни не одни. Накануне в Бретани примерно теми же методами - перекрытиями автострад и кострами из покрышек - пытались достучаться до властей местные фермеры. Во Франции и других западноевропейских странах в последние годы обостряется конфликт сельхозпроизводителей и государства, держащего закупочные цены на мясо и молоко на уровне, который не позволяет фермерам не то что развивать производство, но даже расплачиваться по кредитам. Хотя государство пообещало выделить агросектору крупные субсидии, фермеры считают эти меры недостаточными.
А значит, покрышкам пылать на французских дорогах еще долго.
CGT (Всеобщая конфедерация труда, Confederation Generale de Travail) - старейшее профсоюзное объединение Франции, действующее с конца XIX века. На сегодня - один из крупнейших по количеству членов (710 тысяч человек) профцентр страны, традиционно имеющий сильные организации в госсекторе. В отдельные периоды своей истории плотно ассоциировался с прокоммунистическими силами, от которых позже дистанцировался.
Solidaires (“Союз профсоюзов “Солидарные”, SUD) - относительно молодое профобъединение, созданное в 1981 году, объединяющее около 11 тысяч членов. По сравнению с другими профцентрами считается “радикальным” и выступает с позиций глобального движения за справедливость.
FO (Сила рабочих, Force Ouvriere) - еще один крупный профцентр Франции, выделившийся из CGT в 1947 году и объединяющий около 500 тысяч членов.