Почти половине россиян денег хватает лишь на самое необходимое - еду и одежду. А десяти процентам не хватает и на еду. Тем временем Минздрав, Минфин, “Справедливая Россия”, экспертный совет при правительстве и другие организации который год предлагают ввести акцизы на различные виды продуктов.
Все чаще те или иные структуры говорят о том, что ради нашего с вами блага надо сделать питание дороже. Это тем любопытнее, что и с текущими ценами еда по карману не всем: 10% граждан денег на еду не хватает, а у 43% россиян средства есть лишь на еду и одежду. Казалось бы, самое время делать питание доступным для людей. Но у наших законодателей логика пошла несколько другим путем. В последние годы предпринята масса попыток ввести акцизы на разные продукты питания. Конечно, для нашего здоровья и процветания государства, так что эти инициативы почти всегда поддерживает Минздрав.
2012. Национальный союз прав потребителей выступил с инициативой установить акцизы на еду, содержащую вредные добавки, такие как антибиотики, пестициды и двуокись серы. Предложение было направлено в правительство. В дальнейших планах союз указывал введение акцизов на чипсы, фаст-фуд и газированные напитки, ведущие к ожирению.
2015. Депутат от “Справедливой России” Олег Михеев внес в Госдуму законопроект, предполагающий введение акцизов на вредную пищу с целью снизить ее потребление и увеличить поступления в бюджет. Кроме того Михеев предлагал размещать на упаковках вредных продуктов устрашающие иллюстрации по аналогии с картинками на сигаретных пачках. Акциз повышался бы ежегодно, начиная с 12 рублей за 100 грамм чипсов и 15 рублей за литр газировки. Через месяц законопроект возвратили депутату из-за отсутствия заключения правительства.
2016. Правительство вновь рассматривало введение акцизов на вредные продукты. В частности, содержащие пальмовое масло, повышенное количество сахара, а также на газировку, чипсы и электронные сигареты. Минфин уверял, что на пальмовое масло акциз будет “однозначно введен” и может составить 200 долларов за тонну, то есть около 30%. Акциз на газировку мог составить пять рублей за литр. Идею поддержали министерства сельского хозяйства, здравоохранения и промышленности. В итоге Минэкономразвития заявило, что после долгих обсуждений от идеи акцизов решено было отказаться.
2017. Минздрав в проекте стратегии по формированию здорового образа жизни у населения до 2025 года предлагал ряд мер. Во-первых, поднять возраст покупки алкоголя до 21 года. Во-вторых, ограничить телерекламу вредных продуктов: фастфуда, колбасных изделий, шоколадных батончиков, газированных напитков. В-третьих, Минздрав призвал бороться с потреблением соленых продуктов посредством нового налога. В четвертых, ведомство хотело обязать производителей писать о вреде водки на этикетке бутылок. И, наконец, готовился “запрет производства спиртосодержащих настоек емкостью более 30 мл” с сопутствующей рекомендацией: продавать в аптеках одному покупателю не больше одной емкости такой настойки. Минкомсвязи сразу выступило против ограничений на рекламу.
2018. Экспертный совет при правительстве России в замечаниях к нацпроекту “Демография” предложил ввести акцизы на вредные продукты (к которым отнесли колбасы, соленые закуски и сладкую газировку), но снизить НДС на полезные продукты. В частности, акциз на колбасу составил бы 160 рублей за килограмм, а на газировку - 20% от розничной цены. В список соленых продуктов попали сыры, чипсы, сухарики, соленые огурцы и помидоры, пицца, хлеб и даже томатный сок. По мнению экспертного совета, такие меры помогут выполнить майский указ Путина от этого года и довести среднюю продолжительность жизни россиянина до 80 лет. Инициативу традиционно поддержал Минздрав.
Галина Юрова, заместитель председателя профсоюза работников агропромышленного комплекса РФ:
- Такие информационные вбросы стали уже трендом. Например, недавно обсуждалась тема сбора дополнительных средств с производителей газировки. Хорошо, конечно, что экспертный совет заботится о здоровье нации. Но стоит понимать: различных исследований относительно вреда или отсутствия такового от продуктов питания достаточно много, а их выводы противоречивы. Почему уважаемые эксперты обратили свое внимание на конкретную работу - не вполне ясно. Стоит отметить, что колбасной продукции, в которой используется красное мясо, не так уж много. В основном на нее идут мясные ингредиенты, к таковому не относящиеся.
А в целом - увеличение количества фискальных инструментов совершенно не способствует оздоровлению нации. Складывается впечатление, что вовсе не о здоровье нации заботятся эксперты, а о том, каким бы еще способом пополнить бюджет, причем в конечном итоге за счет граждан. Если бы у людей были нормальные доходы, они бы сами определились, что для себя выбрать в качестве здоровой пищи. Пока же нам приходится ориентироваться в первую очередь на то, на какие продукты хватает средств в кошельке.
Авторы подобных предложений чаще всего ссылаются на рекомендации ВОЗ - мол, на мировом уровне советуют. Правда, мировой опыт не всегда универсален.
Так, налог на сладкую газировку к весне этого года действовал в 26 странах, среди которых Великобритания, Франция, Дания, Португалия, Саудовская Аравия и Таиланд.
Недавно такой налог ввели в Южной Африке (2,1 цента за грамм сахара на 100 миллилитров напитка), в Ирландии (30 центов за литр) и ОАЭ (50% на безалкогольные напитки и 100% на алкогольные подслащенные). Однако потребление газировки в России и так одно из самых низких среди европейских стран.
Дополнительный налог на фаст-фуд есть в Индии. Но пока никто не стремится к индийскому здоровью и продолжительности жизни.
В Дании в 2011 году вводили налог на масло, молоко и сыр. Уже через год правительство его отменило. Выяснилось, что пищевые предпочтения граждан совсем не изменились. В 2013 году в Дании повышали налог на сладкое. Он составил 3,57 евро за килограмм для шоколада и конфет, для мороженого - 0,89 евро за литр, а для газированных напитков - 0,22 евро за литр. Это привело к росту цен, закупкам сладкого за границей и… возникновению черного рынка конфет. В 2016 году казна предположительно недосчиталась 40 млн евро.
Ограничительные инициативы в нашей стране уже претворялись в жизнь, и россиянам не раз приходилось отказываться от полюбившихся продуктов. Напомним самые известные случаи.
Шпроты. Шпроты (рыбные консервы из мелкой копченой рыбы в масле), впервые запретили ввозить из Прибалтики в 2006 году. До того 65% этой продукции поступало из Латвии и Эстонии. Запрет ввел Роспотребнадзор, ссылаясь на превышение в консервах допустимого уровня бензапирена (1 микрограмм на килограмм) - канцерогенного вещества, образующегося при копчении. В январе 2007 года импорт частично возобновили, а в июле того же года представители ряда латвийских производителей шпрот сообщили, что уровень бензапирена в их продукции был превышен из-за сбоя в коптильных печах. Однако летом 2008 Россия перешла на европейскую норму допустимой концентрации этого вещества в рыбных консервах (5 микрограммов на килограмм), и ограничение на ввоз было снято.
В январе 2014 года, тем не менее, Роспотребнадзор опять приостановил продажу партии латвийских шпрот в Москве и Подмосковье. В августе 2015-го ведомство целиком запретило импорт из Латвии рыбных консервов “из-за нарушения правил маркировки продукции”. В августе 2017-го сообщалось, что из-за введенных Россией ограничений закрылись четыре из пяти крупных заводов в Эстонии по производству шпрот. В декабре 2017-го ограничения сняли с одного латвийского и одного эстонского предприятия.
Вино. В марте 2006 года Роспотребнадзор запретил ввоз в Россию вин из Грузии и Молдавии. Грузия признала наличие большого количества фальсификата. “Большинство грузинских виноделов способом так называемого мухлежа старались завоевать российский рынок и ввезти то вино, которое не реализовывалось в Европе, так как в России продались бы даже, прошу прощения за это выражение, фекальные массы”, - высказался министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили. Запрещали ввоз и грузинских минеральных вод “Боржоми” и “Набеглави”.
В 2013 году рынок был открыт для грузинского вина, но повторно закрыт для молдавских вин. Годом позже были разрешены поставки продукции пяти винодельческих компаний из Гагаузской автономии Молдавии и непризнанной Республики Приднестровья.
Сейчас доступ к множеству зарубежных продуктов для нас закрывают санкции. Кроме того, с нового года повышается на 2% НДС, следовательно, и стоимость всего продовольствия.
Как сказывается на населении недоступность того или иного товара? Акцизы на алкоголь и табак только растут. Стали россияне здоровее? На этот счет ученые имеют разные мнения.
На исходе минувшего года профессор Российской экономической школы Евгений Яковлев в лекции “Государство и экономика в борьбе с вредными привычками (и не только)” выразил свое мнение о влиянии политических решений государства на здоровье нации.
С одной стороны, Яковлев признает, что социальное положение граждан непосредственно влияет на демографию. Именно в 90-е годы страна оказалась в тяжелейшем демографическом кризисе, который получил название “русский крест”: смертность значительно превысила рождаемость. По словам профессора, средняя продолжительность жизни мужчин достигла абсолютного минимума со времен Великой Отечественной войны. С другой стороны, Яковлев считает, что государство может управлять демографическими процессами при помощи контроля над алкоголем и сигаретами.
Хотя в последние 10 - 15 лет социальное положение граждан очевидно изменилось к лучшему, Яковлев говорит, что демографические показатели улучшились вследствие мер, принимаемых государством: регулирование рынка алкоголя и табака позволило сократить смертность, а внедрение материнского капитала - увеличить рождаемость.
Бесспорна роль материнского капитала в росте рождаемости. В начале внедрения этой программы в России рождаемость была примерно на уровне Польши, Венгрии и других стран Восточной Европы. Сейчас она выше, чем в этих странах, на 40%.
- Для нашей пенсионной системы, в которой работающие содержат пенсионеров, старение населения - важный фактор, ведь при этом сразу замедляется экономический рост.
Как говорит Яковлев, внедрение материнского капитала дало ярко выраженный эффект в 60% регионов страны, особенно в тех, где наблюдалась нехватка доступного жилья. Причем чем больше квадратных метров недвижимости можно было купить на выделяемый государством капитал, тем сильнее была отдача от пособия. Так, в Москве на материнский капитал можно было купить всего 2,5 “квадрата” жилья, а в Карачаево-Черкесии - 20 квадратных метров.
Материнский капитал заметно повысил благосостояние россиян и улучшил демографические показатели. А что с вредными привычками? Профессор Яковлев указывает на то, что контроль над алкоголем и сигаретами помог снизить смертность.
- Смертность от алкоголя в молодом возрасте - это так называемые “внешние причины смерти”. 50% [смертей происходят] из-за однократного чрезмерного потребления алкоголя - отравления им, суицидов, травм и прочего. С середины двухтысячных годов государство начало бороться за снижение смертности, ужес- точив регулирование алкогольного рынка, начав борьбу с курением. Рост цены на водку на 50% в ходе “тихой антиалкогольной кампании” 2000-х годов сократил потребление алкоголя на четверть. Благодаря этим мерам мы сохраняем жизни 30 - 50 тысяч мужчин трудоспособного возраста ежегодно (1% мужского взрослого населения за пять лет).
Впрочем, Яковлев признает, что немало жизней россиян спасла и распространившаяся привычка употреблять пиво. Смертность от него меньше, чем от водки (сложнее выпить столько пива, чтобы устроить пьяную поножовщину или случайно заснуть в сугробе). В девяностых годах началась экспансия пивных компаний на российский рынок, и продажи этого напитка выросли больше чем в пять раз. Люди, которые начали пить пиво в начале 2000-х, до сих пор предпочитают его и с возрастом не переключаются на водку.
В конце лекции профессор Евгений Яковлев подвел итоги, заявив, что успехи в демографической политике слабы: “Да, мы не на первом месте по алкоголю, мы на 13 - 15-м. Да, мы по курению не на первом месте - может быть, на 18-м. Но мы далеко позади среднестатистической страны с таким же доходом, по крайней мере по показателям смертности. Здесь еще много работы”.
В начале года первый проректор Высшей школы экономики Вадим Радаев на форуме “Алкогольный рынок: от запретов - к развитию” привел другие причины того, почему россияне стали пить меньше алкоголя: “Мы все-таки переживаем уже второй за десятилетие кризис, и у нас по-прежнему падают, к сожалению, реальные доходы населения. Даже когда акцизы замораживаются - роста продаж не происходит, покуда реальные доходы падают”.
И привел другие последствия: “Мы понимаем, что происходит замещение - нелегальные рынки становятся более доходными и растут во всех видах. Имеется в виду неучтенное промышленное и кустарное производство, контрафакт - разного рода фальсификаты, серый импорт, особенно из братских стран. Единственное, что не растет, - это, наверное, параллельный импорт”.
На форуме приводились цифры в 50-60%. Такую долю отводят контрафактному рынку среди крепкого алкоголя. Радаев считает, что доля меньше - 40%. При этом есть законный, но неучтенный алкоголь - самогон. На него приходится около 10% общего потребления. Кроме того, пьют алкогольные суррогаты: спиртосодержащие лекарства, предметы бытовой химии, парфюмерные средства. По потреблению суррогатов данных нет.
Выходит, неизвестно, падало ли вообще потребление алкоголя в стране. А сокращение смертности может оказаться следствием не грамотной борьбы государства с вредными привычками, а улучшения социального положения граждан по сравнению с 90-ми годами. Потому что смертность от ухудшения социального положения гораздо нагляднее приведенной статистики.