Этические и моральные качества, которыми должен обладать государственный служащий и в соответствии с которыми он должен выполнять свою работу, обсудили в Общественной палате РФ. По мнению общественников, специальный кодекс этики поможет как самим госслужащим, так и работающим с ними гражданам. “Солидарность” подробно рассмотрела позиции кодекса и проанализировала похожие документы.
“Гуманизм и патриотизм, честность и социальная ответственность, профессионализм, беспристрастность и объективность”, - таков список моральных принципов, к которым должен обращаться российский госслужащий в своей работе. Этот список - лишь небольшая часть проекта “Кодекса этики государственных служащих РФ и муниципальных служащих”, обсуждению которого 9 июля было посвящено заседание комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной палаты России.
Общественники постарались оценить ключевые моменты этического кодекса, а также представили различные подходы к наказаниям, которым следует подвергать госслужащих, относящихся к постулатам кодекса без должного почтения. Так, за нарушение норм этики предлагается карать дисциплинарными взысканиями вплоть до увольнений. В то же время, по мнению некоторых экспертов, увольнять сотрудников госучреждений за нарушение принципов морали и этики несколько странно.
При этом от госслужащих потребуют придерживаться норм этического кодекса не только в рабочее время, но и в личной жизни. “Государственный служащий должен помнить, что его поведение и род занятий во внеслужебное время, даже если они не связаны с его профессиональной деятельностью, могут повлечь причинение вреда его репутации как государственного служащего, авторитету государственного органа и в целом государству”, - говорится в документе.
Как пояснил Дмитрий Баснак, директор департамента госполитики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Минтруда РФ, эта норма касается участия госслужащих в мероприятиях, которые могут скомпрометировать госслужащего. Речь идет, например, о появлениях на яхтах олигархов или поездках в отпуск за чужой счет.
- Все это за пределами правовых норм, - считает Баснак. - Мы не можем прописывать такие вещи в законодательстве, потому что это вопрос этики. Но в тоже время за эти поступки мы имеем право спросить с госслужащего, насколько он осознавал последствия, которые могут возникнуть.
В кодексе сказано, что исходя из “честности и социальной ответственности”, государственный служащий обязан “проявлять нетерпимость к нарушениям законодательства и общепринятых этических норм; оказывать помощь и содействие коллегам по службе; проявлять уважение к институту семьи”. А “следуя моральному принципу профессионализма”, госслужащие должны “исполнять должностные (служебные) обязанности на высоком профессиональном уровне, всегда и во всем подтверждая свою компетенцию”. И, конечно, “вести точную официальную отчетность, соблюдать требования открытости с учетом ограничений, установленных законодательством, не допускать обмана или введения в заблуждение иных лиц”.
Запрещается же, в частности, “допускать предвзятые замечания, предъявлять неправомерные, незаслуженные обвинения; допускать угрозы, оскорбительные выражения или реплики, проявление пренебрежительного тона, действия, препятствующие общению в культурной форме или провоцирующие противоправное поведение”.
По словам Баснака, разрабатывая кодекс этики, чиновники и общественники во многом руководствовались нормами советского периода. К примеру, “Моральным кодексом строителя коммунизма”. Как минимум один из параграфов был попросту скопирован из этого документа:
“Следуя моральному принципу честности и социальной ответственности, госслужащий должен действовать честно, руководствуясь нравственной чистотой, простотой и скромностью в общественной и частной жизни”.
Стоит отметить, что наличие собственного морального кодекса никоим образом не спасло Международную федерацию футбола (ФИФА) от грандиозного коррупционного скандала. Запись о том, что “официальным лицам запрещается каким бы то ни было образом злоупотреблять своим положением в рамках своей деятельности”, а также “запрещается извлекать выгоду в частных целях и пользоваться каким-либо преимуществом для своих личных целей”, видимо, была проигнорирована чиновниками от футбола. Правда, буквально на прошлой неделе представители ФИФА взялись за переписку этического кодекса. Наверное, в прошлой версии попросту подобрали недостаточно убедительные слова, чтобы уберечь высокие чины от греха.
В последние годы в России приняли как минимум несколько десятков этических кодексов для различных организаций и ведомств. Можно найти такие документы, как “Кодекс этики членов общественных советов при Министерстве внутренних дел Российской Федерации”, “Кодекс этики членов Общественного совета Северо-Кавказского федерального округа”, “Кодекс этики членов Общественного совета Кочубеевского района Ставропольского края”. Есть даже “Кодекс этики Общественного совета муниципального образования Киясовского района Удмуртской Республики”. Совсем недавно, 14 июля, на заседании одной из комиссий общественного совета при Минтруде был принят “Кодекс этики членов Общественного совета при Федеральной службе по труду и занятости”. Разработанный “на основе аналогичных документов МВД и Общественной палаты РФ”.
Во многих пунктах описанные документы дублируют друг друга. Так, почти в каждом кодексе прописаны “защита интересов прав граждан”; “соблюдение паритета общества и государства”; “следование принципам морали, отражающим идеалы добра, справедливости, честности и гуманизма”.
Везде указан запрет на допущение “грубости, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений; угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение”. В некоторых документах решили конкретизировать: “На заседаниях Совета его члены используют нормативный русский язык, не употребляют в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству коллег и других лиц”. “Перед принятием решений члены Совета учитывают позиции своих коллег, используя методы убеждения и разъяснения, не навязывая свою позицию посредством ультиматума и угроз”.
Николай Водянов, председатель профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ:
- Что значит “Кодекс этики”?! Это все пафосные слова. Последний раз я встречал такое в “Кодексе строителей коммунизма”. Все рабочие моменты государственных служащих проработаны в “Законе о государственной службе”. Если же, по мнению Минтруда и общественности, в этом документе чего-то не хватает, нужно вносить в него новые нормы или изменять старые. Есть закон, вот по нему и надо жить. К тому же позиции этого кодекса не обсуждались с профсоюзом.