Центральная профсоюзная газета16+
Пол-литра масла на месяц

Жизнь простых граждан 20 веков назад

Читаешь роман “Сатирикон” (I век н.э.) и натыкаешься на жалобу одного из персонажей: “Провались эти эдилы (должностные лица) пропадом, снюхались ведь с хлебниками. Известно - рука руку моет. Бедный народ страдает, а у этих толстопузых всегда сатурналии. Купишь, бывало, хлеба за асс (медная монета), и вдвоем не прикончить, а теперь, пожалуй, у иного вола глаза побольше”. И понимаешь: за двадцать веков в жизни людей мало что изменилось. Власть имущие так же дурят обычных граждан, работа так же тяжела, а денег не хватает. Рассказываем о том, как жили в I веке н.э., на примере города Помпеи. А вы уж сравнивайте сами.

Не самый большой по меркам древней Италии город Помпеи (с населением 20 - 30 тысяч человек) был весьма развит. В нем процветали торговля и производство, город кормил и одевал не только себя - некоторые его товары ходили чуть ли не по всей древней Италии: это и популярный рыбный соус гарум, и одежда из шерсти, и мельницы для маслин. Как жили простые его обитатели?

РАСПОРЯДОК ДНЯ

Это сегодня в зависимости от профессии и места жительства распорядок дня может сильно отличаться, а римский распорядок того времени был довольно жестким: ранний подъем, работа, отдых в середине дня, посещение бани, развлечения. Причем так жили и бедняки, и богачи.

Древняя Италия вставала с рассветом: светильники давали больше копоти, чем света, поэтому дневными часами дорожили. Валяться в постели, когда солнце стоит высоко, считалось непристойным, а жизнь в таком режиме дня - беспорядочной и развратной.

Что богатые, что бедные с утра собирались довольно быстро: умывались, надевали сандалии и плащ (если холодно). Тем, у кого был цирюльник, предстояла неприятная процедура: бритье. В то время еще не изобрели стальную бритву, а остро наточить железное лезвие было невозможно, из-за чего у многих лица “украшали” порезы и шрамы. Вдобавок древняя Италия не знала мыла, поэтому кожу лишь смачивали водой. Если цирюльник работал осторожно, то процедура настолько затягивалась, что “пока тот брил щеки, у клиента уже отрастала борода”, писал об этом поэт Марциал.

Натощак на работу не уходили, однако первый завтрак нам бы показался весьма скромным: кусок хлеба, смоченный в вине и намазанный медом или просто посыпанный солью, оливки и сыр. Дети по дороге в школу покупали себе на завтрак оладьи или лепешки, жаренные в сале. Грамоту знали практически все, учились дети не только аристократов, но и крестьян, правда, детей богатых родителей обучали на дому. По оценкам историков, уже во II веке до н.э. пароль в армии передавался не устно, а письменно, то есть солдаты умели и читать, и писать.

Большинство работало до полудня, хотя сенаторы, магистраты, люди, выступавшие в суде, бывали заняты до заката. Причем важным занятием считалась не только, собственно, работа, но и присутствие на семейном празднике, на свадьбе, в суде и прочее. Отказаться было невежливо: в римском обществе эти “занятия” считались почти столь же обязательными, как дела должностные.

Полдень делил день надвое. До него - работа, после - отдых. “После полудня полагался второй завтрак, и те, кто ел только дважды в день, отодвигали этот прием пищи на более поздний срок”, - пишет историк Мария Сергеенко. Второй завтрак не сильно отличался от первого. Например, император Марк Аврелий добавлял к хлебу лук, бобы и мелкую соленую рыбешку, рабочие ели хлеб со свеклой, школьники, вернувшись домой, могли рассчитывать на кусок белого хлеба, маслины, сыр, сухой инжир и орехи. А затем наступало время сиесты на один-два часа, и ее не пропускал ни один житель. Аларих, вождь и первый король вестготов, разоривший Рим, выбрал для нападения на город это время, “ибо все, как обычно, поев, погружаются в сон”.

Затем приходило время бань: они открывались в половине третьего летом и в половине второго зимой, гимнастических упражнений, отдыха и прогулок. Лишь затем семья в полном составе собиралась дома на полноценный обед, на который традиционно приглашали друзей и родственников. Тут уже никто не торопился, даже в семьях бедняков подавалось несколько блюд: закуски, горячее и десерт. Писатель, ученый и государственный деятель Плиний Старший, весьма ценивший время, проводил за обедом не меньше трех часов.

ПИЩА

Многие слышали о шикарных пирах императоров и знатных римлян, но о пище простого народа знают мало. Большинство людей тогда питалось скромно. Вот описание обычного обеда человека среднего достатка: в качестве закуски - салат, лук-порей и соленая рыба с яйцами; затем капуста, каша из полбяной крупы с колбасками и “бледные бобы с красноватым салом”. На десерт - изюм, груши и каштаны.

Бедняки ели в основном бобы, хлеб и овощи. Дешевая соленая рыба и бобовая каша - таков обычный скромный обед. Это и дымящиеся колбаски продавали на улицах разносчики. Кашу ели с оливковым маслом. Масло вообще употребляли регулярно и помногу. Например, рабы аристократа, философа-стоика Катона получали пол-литра масла в месяц и 0,7 литра вина в день.

Вот пример сытного завтрака крестьянина: кусок хлеба и закуска, которая готовили сами. Для этого толкли и растирали вместе кусок сухого соленого сыра, чеснок, острые травы, подливали немного оливкового масла и чуть-чуть уксуса. Такая мягкая масса называлась “моретум” и намазывалась на хлеб. Рабы питались так же, как крестьяне, и брали с собой на работу подобную намазку или головку чеснока. Горячую пищу сельские люди и рабы ели раз в день, по окончании дневных работ.

Современные знания о сбалансированном питании позволяют сделать вывод, что деревенская еда древней Италии по составу была неплоха: в ней много необходимых для организма солей, витаминов и растительных белков. Беда в том, что и количество, и качество пищи сильно менялось в зависимости от хозяйственной ситуации. Когда дела шли в гору, рабам отсыпали хлебный паек чистой пшеницей, а когда урожай снижался - пшеницу мешали с ячменем, и чем хуже шли дела, тем больше ячменя сыпали.

ФАСТФУД

Мария Сергеенко пишет: “Ресторанов в современном понимании в Римской империи не существовало, а заведения быстрого питания посещали лишь люди из низших сословий (рабы, вольноотпущенные, матросы, носильщики, ремесленники, поденщики, а также бандиты, воры, беглые рабы, палачи и гробовщики), а также рабочий люд и путешественники. В общем, те, у кого не было возможности готовить в своих тесных жилищах”. Аристократу поход в закусочную мог стоить политической карьеры и потери уважения в обществе.

В закусочных не только ели, но и развлекались: общались, ругали правительство, слушали певцов и танцевали. Хозяева “рекламировали” свои заведения стихами и фресками на входе и привлекали гарантированными ценами. Большинство закусочных открывались к вечеру, но некоторые работали и днем, особенно возле терм (а в имперский период и в самих термах).

Пища там подавалась в основном скромная, на что хватало денег у бедняков. Местное вино, горох, бобы, лук, огурцы, яйца, сыр, фрукты. Для более состоятельных посетителей готовили мясные блюда, пироги и выпечку. Ели стоя или сидя за столиком. Императоры, кстати, пытались ограничить набор продуктов, чтобы граждане реже заглядывали в закусочные. Причин к тому нашлось несколько: и чтобы ограничить “роскошь”, и чтобы блюсти древние традиции, когда пища готовилась только дома.

Но таким образом, скорее всего, пытались пресечь сборища недовольных. Императоры боялись заговоров и подозревали, что закусочные становятся центрами антиправительственной агитации. Поэтому Тиберий запретил продавать в закусочных хлеб и выпечку, Нерон - “вареную пищу, кроме овощей и зелени”, а при Веспасиане разрешено было продавать только бобы.

“А”-СПРАВКА

Рецепты

Для кухни того времени характерно употребление множества пряностей и смешение в одном блюде самых разных продуктов.

Вот, например, рецепт луканской колбасы: растереть вместе перец, сатурею, руту, сельдерей и лавровые ягоды, подлить рыбный соус гарум, добавить мелко нарубленное мясо, перец в зернах, много жира, начинить этим фаршем кишки и подвесить их коптиться.

А вот рецепт другого блюда: мясо, соленую рыбу, яйца, мозги, куриную печенку, мягкий сыр, обданный предварительно кипятком, и всевозможные пряности варить вместе, залить сырыми яйцами и посыпать тмином. Верх поварского искусства состоял в том, чтобы никто из гостей не понял, что именно он ест.

Цены на продукты

В эдикте императора Диоклетиана о максимальных ценах (начало IV века н.э.) устанавливались твердые расценки на продукты питания, а также труд ремесленников и других профессий. Например, пекарь получал 50 денариев в день, уборщик канала - 25, художник по фрескам - 150.

Цены на некоторые продукты питания по категориям:

Птица (цена в денариях за штуку): откормленный фазан - 250; откормленный гусь - 200; павлин - 300 за самца, 200 за самку; пара кур - 60; утка - 20.

Морепродукты (цена в денариях за либру - 327,45 г): сардины - 16; маринованная рыба - 8; одна устрица - 1 денарий.

Мясо (цена в денариях за либру): свинина - 12; матка свиньи - 24; говядина - 8; галльская ветчина - 20; луканская колбаса - 16.

Овощи (цена в денариях за штуку): морковь - 0,24; огурец - 0,4; тыква - 0,4; капуста - 0,8; артишок - 2.

Фрукты (цена в денариях за штуку): яблоко - 0,4; персик - 0,4; фига - 0,16; лимон - 25.

Жидкие продукты (цена в денариях за секстарий - 0,547 л): соус гарум - 16; оливковое масло - 40; мед - 40; уксус винный - 6.

ПРОИЗВОДСТВО

Крупнейшими производствами в Помпеях было хлебопечение и шерстяная промышленность. Хлеб пекли только для внутреннего пользования, а шерстяные ткани шли на продажу в другие города. Во главе и того и другого стояли самые уважаемые и древние аристократические рода, но встречались и вольноотпущенники (бывшие рабы).

“В жизни Помпей, как и в жизни всех италийских городов, хлебники играли видную роль. От них многое зависело: они могли до известной степени и скрасить, и сделать почти невыносимым существование бедняков”, - поясняет Сергеенко. И хотя хлебная торговля находилась под надзором городских властей, эдилов (то есть они контролировали цены), зачастую с ними сговаривались, чтобы те не обращали внимания на размер буханок, которые некоторые недобросовестные хлебники выпекали значительно меньше положенного веса.

Хлебники были силой. Если на городских выборах выдвигали кандидата этой профессии (“человек заботливый и хлебник”), то побеждал обычно он.

В Помпеях найдено около 40 пекарен, каждая обслуживала в среднем около 500 - 700 жителей. Продавали его или в хлебных лавках при пекарнях или с лотка. Причем этот бизнес, как бы его сейчас назвали, считался престижным и для представителей старых аристократических родов. Доход он приносил большой.

Не менее прибыльной была и шерстяная промышленность. Вся древняя Италия, от раба до сенатора, одевалась в шерстяные ткани - льна тогда толком не знали. “О том, как значительна была шерстяная промышленность и торговля шерстяными изделиями в Помпеях, свидетельствует тот факт, что в городе имелась особая шерстяная биржа, причем это было прекрасное, роскошно отделанное здание”, приводит пример Сергеенко.

В городе найдено 13 цехов по обработке шерсти, 7 прядильных и ткацких мастерских, 9 красильных. Важнейшим этапом было валяние шерсти, чем занимались сукновалы - фуллоны.

Шерстяной бизнес тоже считался весьма престижным делом для знатных фамилий, хотя им занимались и отпущенные рабы. Например, именно вольноотпущенник (к тому времени богатый банкир) взял в аренду городскую сукновальню.

ПОЧЕТНАЯ ПРОФЕССИЯ

Одной из самых почетных в ремесленном мире была профессия сукновала, фуллона. И хотя легкой ее не назовешь, она была намного легче работы мельников и хлебопеков. Вот как описывает ее историк: “она проходила почти целиком на свежем воздухе, равномерно развивала все мышцы и требовала большой силы.

Хилый человек не мог работать в сукновальне; фуллоны должны были быть физически крепкими, сильными и ловкими. Качества эти всегда привлекательны - сукновалов любили в Италии, и среди народа они пользовались особой популярностью. Старая италийская комедия неоднократно делала их своими героями и изображала сценки из их жизни”.

Фуллоны валяли и отмывали шерсть, которая пойдет на ткани, в яйцеобразных чанах, они же занимались стиркой. Тогда это было делом непростым - попробуй отстирай тунику без мыла! Поэтому одежду сдавали в чистку тем же фуллонам. Чтобы смыть с шерсти грязь, в воду клали щелок или особую “сукновальную глину”, способную впитывать жир. Хорошо отстирывалась шерстяные ткани в моче человека или животного (лучше всего - верблюда).

Бросив шерсть или очень грязную ткань в чан, фуллон топтал ее ногами (Сенека назвал это танцем фуллонов). Затем тщательно полоскал в большой емкости. В сукновальне, кроме того, можно было покрасить или отбелить ткань, погладить чистую одежду - для туник даже имелся особый пресс.

Плиний приводит старый закон, определявший порядок работы сукновала: одежду надлежало вымыть с сардинской глиной, затем окурить серой и натереть умбрийской или кимолийской глиной (с маленького греческого острова между Сифносом и Мелосом). Серные пары уничтожают пятна, особенно органического происхождения, например винные. После окуривания материю “крахмалили”: натирали особого сорта глиной, которая делала ткань блестящей и предохраняла ее от быстрого загрязнения.

КАТОРГА НА МЕЛЬНИЦАХ

Ветряные мельницы появились лишь в Средние века, а в I веке н.э. мололи в основном на жерновах, приводимых в действие силами человека или животного. Месили тесто руками, но в более крупных пекарнях держали особые машины для вымешивания.

Римский писатель и адвокат Апулей оставил страшное описание людей и животных, работавших на мельницах: “Боже мой, что за люди! Вся кожа у них была изукрашена синяками, изодранные плащики из лоскутьев не прикрывали их избитой спины, а только бросали на нее тень; у некоторых коротенькая одежонка доходила лишь до паха, у всех туники были такие, что через дыры сквозило тело; на лбах клейма, полголовы обрито, ноги в кандалах, землисто-бледные, полуослепшие от жара и дыма, которые туманом стояли в темном помещении, разъедая их веки, серые от мучной пыли, которой они были осыпаны наподобие кулачных бойцов, посыпающих себя песком, когда они бьются. А что сказать и как сказать мне о животных, моих товарищах! Какие это были старые мулы и обессилевшие мерины!”

Известно, что провинившихся рабов нередко отправляли на эту работу как на каторгу. Труд был монотонный, тяжелый, мучная пыль мешала дышать, не хватало свежего воздуха, в полутемном помещении толком не видели солнечного света. Трудились там и днем и ночью, без выходных и праздников. Единственным днем в году, когда все отдыхали, был праздник Весты в июне.

Несмотря на то, что о простых людях тех времен до нас дошло очень мало информации, именно они создали ту культуру и материальные ценности, которые оставил после себя Рим. На этих безвестных, часто презираемых работниках держалась вся жизнь страны. И неплохо держалась! Из рук италийских ремесленников выходили превосходные вещи, такие, что их часто можно причислить к произведениям подлинного искусства.

В статье использованы материалы книг филолога, антиковеда, доктора исторических наук Марии Сергеенко: “Помпеи”, “Жизнь древнего Рима”, “Простые люди древней Италии”.

Автор материала:
Юлия Рыженкова
E-mail: ryjenkova@solidarnost.org

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности