Можно с успехом противостоять вооруженным армиям. Но мало кому удается теми же армиями долго и эффективно противостоять правильно подобранным словам.
Особенно если эти слова опираются на стереотипы, искренние заблуждения, обращение к инстинктам, да еще завернуты в красивую обертку. За последние двадцать пять лет мы неоднократно видели, как разрушают целые государства идеями, облаченными в оружие-слово. Люди добровольно отказываются от привычного образа жизни, жертвуют комфортом, уничтожают окружающих и свой миропорядок только потому, что их сознание захвачено идеей. Спору нет - есть и благородные, правдивые слова, которые ведут на бой с несправедливостью и ложью. Остается только понять: кто есть кто? Какими словами нас обманывают, а какими говорят правду?
Поговорим о слове “народ”. В России - это очень сильное слово. На нем многое держится, и им многие пользуются. Им угрожают и перед ним заискивают (или имитируют заискивание). И - используют в корыстных целях. Все потому, что далеко не каждый найдет в себе силы сказать: “Не пытайтесь нами манипулировать! Народ здесь ни при чем!” А сложно это потому, что логика проста: если не народ, значит - против народа. Этот банальный, но эффективный способ манипуляции активно пытаются использовать против профсоюзов.
При советской власти профсоюзы, как мы помним, защищали всех трудящихся. Собственно, в них, профсоюзах, все и состояли. А раз фабрики-заводы также были “общенародными”, то стечение всех этих пунктов породило устойчивый стереотип: профсоюзы - общенародные, вся их собственность - тоже, и защищают они всех. С того времени прошли десятки лет. Но с последствиями этого стереотипа мы сталкиваемся до сих пор.
Профсоюзы народные? А как быть с той частью народа, которая не состоит в профсоюзах, взносы в профсоюзы не платит, выступает штрейкбрехерами и прямо борется с профсоюзами? Следуя логике народных профсоюзов, нужно и их интересы отстаивать, несмотря на, так сказать, сопротивление.
Скажите собственнику предприятия, что он должен действовать в интересах всего народа, - и он не поймет, о чем речь. Даже примитивную социальную ответственность бизнес трактует как готовность честно платить налоги. При этом регулярно угрожая государству: “Повысишь отчисления на пенсии или пособие по болезни - уйду в тень”. Это народ - или кто? Их, что ли, защищать?
На предприятии “народ” часто используют для противодействия трудовым протестам. С помощью “иных представителей трудового коллектива”, прямо или косвенно назначенных администрацией предприятий, из переговоров выдавливают профсоюзы, лишают их возможности подписать нормальный коллективный договор.
Все чаще встречаются попытки обмануть общественное мнение ссылками на то, что-де профсоюзная собственность - это общенародная собственность. Хотя в стране, где приватизировано и десять раз перепродано практически все, говорить об общенародной собственности как минимум странно. А значит, речь идет не о том, чтобы якобы вернуть эту собственность народу. Ее банально хотят оттяпать у профсоюзов и снова пустить в приватизационный оборот. Или заставить профсоюзы продать ее нужным людям. Просто бизнес. Но под флагом борьбы за народную собственность.
На это можно возразить: а как же тогда вы отстаиваете коллективный договор, распространяющийся и на не членов профсоюза? Какой смысл защищать пресловутый народ, если он того и гляди вильнет налево?
На мой взгляд, с колдоговором ситуация следующая. Подписывая его от лица коллектива, профком получает ежегодный мандат доверия, на который может ссылаться перед работодателем. И, кстати, перед самим работником. Уходя в модель “колдоговор только для членов профсоюза”, мы столкнемся с конкуренцией колдоговоров на предприятии, с неясными последствиями - вместо сегодняшнего профсоюзного “водяного перемирия”. Более того, скажу парадоксальную вещь: колдоговор для всех, который подписывает профком, - более серьезное оружие, нежели колдоговор ограниченного радиуса действия.
Впрочем, спор о “радиусе колдоговора” - это внутренний спор профсоюзов. Всем остальным он неинтересен и неясен. И он не отменяет проблемы более четкого разграничения зон “народной” ответственности профсоюза. Равно как и необходимости чистки своего сознания от устаревших стереотипов.