Центральная профсоюзная газета16+
Протестуют голограммы, счастлив человек

Развитие виртуальных акций протеста в мире

Это только на первый взгляд акция протеста в виртуальной реальности выглядит глупо. На самом деле сейчас важным становится не столько физическое действие, сколько информация о нем. Например, просто выйти на улицу с плакатом уже не так действенно, как распространить в социальных сетях информацию об этом. Рассказываем о мировом опыте виртуальных протестов и о преимуществах забастовки “в цифре”, о которых вы могли не знать.

ЗАСПАМИТЬ АДМИНИСТРАЦИЮ ПРЕЗИДЕНТА США

26 февраля 2003 года антивоенные организации США провели первый в мире виртуальный протест против войны в Ираке. 400 тыс. человек завалили Белый дом и сенат телефонными звонками, факсами и электронными посланиями с призывами разрешить иракский кризис дипломатическими средствами. На целый рабочий день фактически были выведены из строя каналы связи вашингтонской администрации. Например, в офис сенатора Ричарда Дербина в течение четырех часов поступило более 800 звонков и 18 тыс. электронных посланий.

Организаторы оценили свою попытку как успешную, хотя добиться прекращения войны в Ираке им все же не удалось.

ИГРОВЫЕ ПРОТЕСТЫ

О массовых протестах геймеров можно рассказывать много. В основном они возмущаются нововведениями в игре и пытаются таким образом достучаться до разработчиков и руководства игровых компаний. Так, многие пользователи World of Warcraft были недовольны рядом новых правил и объединились в огромный марш голых гномов, которые затем собрались на городской площади в игре.

Администрация сервиса даже создала персонажа-переговорщика, но когда договориться не удалось - просто забанила всех бунтовщиков.

Бывают и другого рода протесты. В 2002 году в игре Sims Online появилась реклама McDonald’s, причем настолько навязчивая, что игроки возмутились и начали всеми способами показывать отвращение к такой рекламной политике. Персонажей рвало при виде продукции от McDonald’s, они притворялись мертвыми у ресторанов фаст-фуда и т.п. На протест обратила внимание даже пресса, но руководство игры просто игнорировало действия пользователей. Через несколько месяцев протест сошел на нет.

Политический протест случился в 2006 году в игре Second Life. Перед президентскими выборами во Франции “Национальный фронт” (французская консервативная националистическая партия) открыл “первое официальное представительство европейской политической партии в Second Life”.

Это не понравилось организациям antiFN и SL Left Unity, которые восприняли в штыки проявления националистических идей. Местный чат заполнился лозунгами против председателя партии Ле Пена. Затем началась виртуальная война: бойцы “Национального фронта” стреляли в недовольных из пушек, а противники собирались на митинги, взрывали кассетные бомбы в виде свиней-матрешек и включали французское техно.

Через несколько дней из-за нагрузок на сервер и проблем с игрой в этом секторе перестали появляться целые куски здания штаб-квартиры партии. “Национальный фронт” вынужден был уйти из Second Life.

В 2007 году в той же игре Second Life сотрудники итальянского подразделения компании IBM решали более насущные проблемы. Они добивались повышения зарплат. Профсоюз, в который входят итальянские сотрудники IBM, попросил компанию поднять оплату труда, но услышал отказ. Сначала члены профсоюза вышли на митинг возле офиса, а затем объявили о митинге у офиса компании в виртуальной реальности, позвав на подмогу коллег из других стран. Поскольку все персонажи анонимны, нельзя было узнать, кто из сотрудников участвует в акции. Всего такой протест собрал 1800 человек. Правда, добиться повышения зарплат не удалось: руководитель подразделения получил выговор, а сама история замялась.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАБАСТОВКА

В России дважды проходили интернет-забастовки. Начало было положено 1 августа 2013 года, когда вступил в силу 187-ФЗ, более известный как “закон против интернета”. Он позволил блокировать ресурс с нелегальными материалами в досудебном порядке по жалобе правообладателей.

Противники закона в тот день должны были поставить на свои сайты заглушки, сообщающие, что сайт не работает в знак протеста. В итоге забастовку поддержали такие крупные ресурсы, как “Луркоморье”, Zaycev.net, NNM-Club, “Роскомсвобода” и “Пиратская партия России”, а также другие сайты поменьше. Но основные игроки на рынке (Google, Wikimedia, “Яндекс”, “ВКонтакте”), хотя и выступали с критикой нового закона, в забастовке не участвовали. Исключение составил лишь портал Mail.RU, разместивший небольшой баннер “Мы не согласны с антипиратским законом!” со ссылкой на страницу о законе.

Еще одна интернет-забастовка прошла 1 октября 2018 года против закона 374-ФЗ, более известного как “закон Яровой”. Впрочем, он тоже не затронул наиболее крупные ресурсы.

МИТИНГ ГОЛОГРАММ

11 апреля 2015 года в Мадриде перед зданием парламента прошла виртуальная демонстрация против так называемого “закона кляпа”, ужесточающего наказание за нарушения при акциях протеста, в частности за участие в несанкционированных митингах. Активисты оппозиционных движений сделали видеопроекцию с изображением людей, выкрикивающих лозунги. Акция продлилась около часа, и в ней приняли участие примерно 2000 “недовольных” голограмм.

Подобный митинг голограмм прошел и в Сеуле 24 февраля 2016 года. Так правозащитная организация Amnesty International опротестовала политику правительства Южной Кореи относительно свободы массовых собраний. 120 жителей Сеула были отсняты заранее и “промаршировали” по экрану с помощью техники. Впрочем, даже такой митинг власти вначале не хотели согласовывать, а затем предупредили, что если кто-то из физически присутствующих на месте людей начнет скандировать лозунги, полиция даст жесткий ответ. После чего журналисты шутили: удивительно, что полиция не пригнала голографические водометы.

Виртуальный митинг в Южной Корее: голограммы вместо живых протестантов от Новости на «Россия 24» на Rutube

Власти некоторых стран уже задумались, как бы наказывать за аналогичное использование голограмм в будущем.

*   *   *

Основная цель митингов меняется. Теперь важнее не присутствие большого числа людей в каком-то месте, а формирование информационного повода и трансляция его на огромную аудиторию с помощью СМИ и социальных сетей. Митинг становится сообщением, которое адресуется через виртуальную реальность. Так какая разница, где он произошел, онлайн или офлайн? Впрочем, пока еще разница есть.

Автор материала:
Юлия Рыженкова
E-mail: ryjenkova@solidarnost.org

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности