Провал попытки провести референдум по вопросу повышения пенсионного возраста показал, насколько массивен и неповоротлив этот инструмент. Организаторам так и не удалось продвинуть плебисцит через Центральную избирательную комиссию. Между тем у граждан есть (в теории) куда более простой способ влиять на законодательную повестку, чем проведение затратных референдумов. Это сайт roi.ru - “Российская общественная инициатива”. Проблема лишь в том, что в практической плоскости этот механизм работает с тем же скрипом, что и его классический собрат.
“Цифровая демократия” - такое общее название получил набор технических инструментов, позволяющий гражданам дистанционно (преимущественно через интернет и мобильные приложения) влиять на законодательство. Чаще всего правительство выстраивает систему сбора определенного количества верифицированных голосов, чтобы поддержанную гражданами инициативу оформить в нормативный акт.
В серии публикаций рассмотрим различные аспекты реализации цифровой демократии как в России, так и за рубежом.
Впервые о развитии инструментария цифровой демократии на государственном уровне в России заговорили в 2012 году. В майских указах президент Владимир Путин потребовал от правительства:
- постоянного обеспечения “не только легитимности власти, но и уверенности людей в ее справедливости (в т.ч. и в тех случаях, когда они оказываются в меньшинстве)”;
- воздействия не только посредством выборов, но и “непрерывным влиянием на власть и процесс принятия ею решений”.
Вот еще цитата из указа 2012 года:
“Демократия должна иметь механизмы постоянного и прямого действия, эффективные каналы диалога, общественного контроля, коммуникаций и “обратной связи”... Граждане, профессиональные, общественные объединения должны иметь возможность заранее “тестировать” все государственные документы... нам нужно предусмотреть и “активное право” - дать возможность самим гражданам формировать законодательную повестку, выдвигать свои проекты и формулировать приоритеты”.
Спустя шесть лет после начала исполнения майских указов 2012 года очевидно, что общество не чувствует, не видит внедренные механизмы. Граждане не удовлетворены состоянием коммуникации и взаимодействием с властью. Существуют убеждения, что власть не слышит, ничего не меняется, невозможно “доставить” информацию и добиться справедливости.
Несмотря на активную деятельность крупных экспертных организаций, выполняющих проекты правительства по развитию цифровой демократии, в России так и не создано условий для обеспечения эффективных и содержательных политических коммуникаций. Таких коммуникаций, которые позволяли бы учесть запросы граждан на участие в политике, а политическое устройство - привести в соответствие с реальными потребностями информационного общества.
Российская общественная инициатива (РОИ) - единственный предусмотренный законодательством Российской Федерации механизм представления гражданских инициатив с регламентированной процедурой их рассмотрения. Это ресурс, на котором граждане, зарегистрировавшиеся на портале госуслуг и получившие личный идентификатор, могут выдвигать законодательные или иные инициативы либо голосовать за таковые.
Инициативы, набравшие в поддержку 100 тысяч голосов, должны разбираться экспертными группами, наделенными правом рекомендовать их для рассмотрения Госдумой. Для принятия региональной или муниципальной инициативы требуется поддержка не меньше 5% населения соответствующей территории.
Именно РОИ создавался как предложенный президентом способ постоянного и прямого воздействия на властные решения. Однако столкновения с реальностью система не выдержала. Через несколько лет власть попросту перестала рассматривать петиции на РОИ как материал для своей работы.
Представление инициативы - про- цедура элементарная для пользователя интернета. Для этого достаточно заполнить на сайте РОИ несколько полей: название инициативы, краткое описание, предлагаемое решение и характеристика ожидаемого результата.
Инициативы проходят предварительную проверку на соответствие Правилам (утв. указом президента РФ № 183 от 04.03.2013); максимальный срок премодерации - два месяца. Проверка проходит бережно: порой сохраняются и орфографические ошибки, и шершавая лексика авторов. А те часто скупы на слова и ограничиваются несколькими предложениями.
Например, инициатива № 46Ф40562, имеющая сейчас неплохие шансы собрать 100 тысяч голосов, - “Понизить зарплаты работников Госдумы до минимального прожиточного минимума”. Исчерпывающее изложение инициативы автора:
“Нереально прожить месяц на зарплату в 10 000 рублей.
Практический результат: чиновники станут ближе к народу и лучше начнут понимать ситуацию в стране, когда зарплаты уравняются.
Решение: понизить зарплаты работников Госдумы до минимального прожиточного минимума, который они устанавливают”.
Инициативы размещаются на интернет-ресурсе с присвоением уникального номера и становятся доступны для голосования. Сбор голосов осуществляется в течение года со дня размещения. Если в этот срок инициатива набирает необходимое количество голосов в поддержку, она направляется на рассмотрение в экспертную рабочую группу федерального, регионального или муниципального уровня.
Экспертная рабочая группа в срок, не превышающий двух месяцев, принимает мотивированное решение, рекомендовать ли инициативу для рассмотрения соответствующим законодательным органом или отклонить. Решение и его обоснование размещаются на сайте РОИ.
Посмотрим на статистику. За весь период существования РОИ только 26 федеральных инициатив набрали необходимые для рассмотрения 100 тысяч голосов, а были одобрены экспертной группой и добрались до разных стадий реализации - 12 из них. А в 2018 году эксперты впервые и без объяснений пренебрегли установленным законодательством двухмесячным сроком рассмотрения инициатив. Это произошло с предложениями по пенсионной реформе, получившими поддержку свыше 100 тысяч граждан.
Законопроект о повышении пенсионного возраста был внесен в Госдуму 16 июня 2018 года. Спустя два дня два предложения на сайте РОИ о моратории на повышение пенсионного возраста стремительно набрали 100 тысяч подписей поддержки. Беспрецедентный случай для единственного ресурса гражданской инициативы в России.
Экспертная группа собралась только 18 сентября, после периода отпусков. Петиции № 78Ф42375 (“Не допустить повышения возраста выхода на трудовую пенсию по старости”) и № 78Ф42476 (“Против повышения пенсионного возраста для россиян”) были отклонены и названы “юридически непродуманными”.
Эксперты дали рекомендации (см. здесь и здесь) думской рабочей группе по доработке пенсионной реформы учесть мнения подписавших петиции россиян, но это не более чем формальность - правило хорошего тона по отношению к консолидированному выражению воли граждан. Такую рекомендацию можно было бы сделать, не нарушая срока рассмотрения инициатив.
Именно рассмотрение инициатив по блокированию пенсионной реформы стало наглядным примером, как внедряемые механизмы обратной связи между обществом и властью превратились в досадную формальность. Вместо широкой гражданской инициативы по преобразованию общественных отношений, вместо квалифицированного участия в социально-экономическом развитии страны, в совершенствовании государственного и муниципального управления появилось нечто неловкое.
Представители власти не удовлетворены уровнем подготовки инициатив, граждане - недовольны пренебрежением к ним. И ни одна из сторон не желает прилагать усилий для совершенствования процедур. Получается, что нам же за наши деньги (а на развитие электронной демократии направлены уже миллиарды рублей!) дали инструментарий влияния, который вроде бы позволяет требовать конкретных решений. В то же время большинство не знает о нем и не использует его. Либо не видит смысла в его использовании, наблюдая, как созданные для рассмотрения государственные органы отклоняют большинство инициатив, набравших необходимое количество подписей.
Более подробно о статистике РОИ и конкретных инициативах поговорим в следующей публикации.
Продолжение следует