Центральная профсоюзная газета16+
Скоро грянет будущее

Как будет развиваться соцстрах до 2030 года

Дефицит Фонда социального страхования (ФСС) за счет государственных резервов можно будет покрывать только до 2019 года - к такому мнению склоняются в самом ведомстве. При этом до 2030 года демографическая ситуация грозит стать критической: число трудоспособных граждан значительно сократится, как и количество новорожденных. Такие прогнозы толкают чиновников к обсуждению возможных вариантов реформы системы социального страхования. 30 ноября в Москве прошла конференция на тему путей развития соцстраха. Корреспондент “Солидарности” прослушал выступления ее участников и пришел к выводу, что никакой реформы в этой сфере не будет, пока на поддержание текущей модели у государства не закончатся деньги.

ЯИЧКИ ПРОТИВ СИЛОВИКОВ

Специалисты в области соцстраха собрались 30 ноября обсудить “векторы развития” отрасли - этому вопросу посвящен вот уже второй тематический форум. Первый прошел в прошлом году, что заставляет организаторов называть мероприятие ежегодным и даже традиционным. Организатором же выступил непосредственно Фонд социального страхования России (ФСС).

- Сегодня обсуждается принципиальный вопрос о том, как мы работаем. И вопрос этот зациклился на вещах, которые кажутся судьбоносными - статус фонда. А цель-то какая? Как списать 100 миллиардов? Не вопрос. Но от того, что спишутся 100 миллиардов, разве решится проблема? И поэтому у нас с вами сегодняшнее мероприятие носит характер размышления, - обратился к аудитории директор ФСС Андрей Кигим (на фото), открывая конференцию.

Миллиарды рублей, о которых он упомянул, это финансовые резервы, которые направят на балансировку бюджета ФСС в 2017 - 2019 годах. Эти деньги пополнят графу о страховании от несчастных случаев на производстве. Причем соответствующее решение в тот же день (и даже в то же утро) было закреплено в третьем чтении законопроекта о бюджете ФСС на ближайшую трехлетку депутатами Госдумы. И представлял законопроект все тот же Андрей Кигим. В Думу он отправился сразу после своей вступительной речи.

Вероятно, его работа не предусматривает страховки от внезапных перемещений во времени и пространстве, поскольку Андрей Кигим сразу без проблем переместился мысленно в 1929 год. Тогда, вспомнил он, проигравшая Первую мировую Германия платила такие репарации, “что женщины рожали детей, у которых не было ногтей на пальцах из-за того, что все деньги уходили во Францию, Бельгию”. А обнищание немецкого народа в целом было “настолько сильное, что к власти пришел Гитлер”. Так что стало несколько понятнее, от чего именно россиян страхует ФСС.

Между прочим, в беседах с немецкими современниками глава фонда выяснил, как в те времена в Германии решались проблемы соцстраха (напомним, в стране была гиперинфляция, и за хлебом можно было ходить с целой тележкой обесцененных банкнот):

- И выяснилось, что был бартер: кто яичко приносил заплатить вместо денежек, кто картошку, кто уголек, - закончил нагнетать атмосферу глава ФСС и перешел к вопросам будущего. - Все писатели-фантасты предвидят, что социальная сфера останется.

Далее Андрей Кигим вкратце пересказал фабулу одного фантастического триллера, где в стране функции спецслужб осуществляет служба социального обеспечения. Если ее сотрудники видят, что человек ведет здоровый образ жизни и не рискует понапрасну здоровьем, то разрешают продлить ему годы жизни…

- Наверное, это слишком гротескный сценарий, но что будет с нами происходить, как мы будем развиваться? Это вопрос, на который хотелось узнать ответ. Наверное, мне будет интересней всех, потому что я сейчас уеду в Думу, ответа не узнаю и буду жить в неведении, - заключил глава ФСС и уехал пребывать в неведении вместе с депутатами на Охотный ряд.

Гротеск гротеском, но мы напомним, что конференция называлась “Векторы развития системы социального страхования”. Пока выбирать можно было между Гитлером и “тройками” из соцстраха.

СКОРО ТОЛЬКО НЕТРУДОСПОСОБНЫЕ РОДЯТСЯ

Зампред ФСС Алексей Руденко пообещал после выступления шефа “скучный блок, посвященный цифрам”, но этому можно было даже порадоваться. Так, основной вид социального страхования, на который идет по 80% доходов и расходов бюджета фонда на 2017 - 2019 годы, это страхование временной нетрудоспособности и материнства. При чем дефицит ФСС составит, согласно прогнозам, около 50 млрд рублей в год. Здесь цифры, можно сказать, и закончились.

Далее последовали данные Росстата о том, что, несмотря на стабильность численности россиян до 2030 года, количество трудоспособных граждан за это время упадет.

- За счет роста продолжительности жизни увеличивается доля пенсионеров в возрастной структуре населения России. Что это означает для фонда - именно эти две демографические тенденции? Сокращение численности населения трудоспособного возраста, безусловно, ведет к снижению количества выплат по временной нетрудоспособности, поскольку физически у нас меньше народу застраховано. Также вы видите тенденцию по рождаемости. Рождаемость будет сокращаться до 2030 года. Что это, опять же для фонда? Это снижение количества выплат по материнству, по нашему самому крупному виду страхования временной нетрудоспособности, - объяснял Алексей Руденко.

То есть сокращение числа трудоспособного населения для ФСС настолько же печально, насколько “радостно” снижение рождаемости (строго с математической точки зрения, конечно). Количество выплат “на материнство”, скорее всего, сократится, и за счет этого высвободится какое-то количество денег на ту же временную нетрудоспособность. Но раз трудоспособных тоже станет меньше, средства можно будет потратить на что-нибудь еще. Впрочем, не все так радужно даже в плане чисто финансовых перспектив:

- Поскольку численность трудоспособного населения падает, то средненачисленная заработная плата растет более быстрыми темпами, чем фонд оплаты труда, - продолжил Алексей Руденко. - Фонд оплаты труда - это база для расчета наших доходов. Наш тариф с учетом застрахованной доли собирается как раз с ФОТ. А динамика средненачисленной номинальной заработной платы - это основа для наших расходов. Так вот, более быстрый рост средненачисленной заработной платы по сравнению с фондом оплаты труда - это потенциально более быстрый рост расходов над доходами.

Как показывают расчеты специалистов, доходная часть бюджета ФСС сможет превысить расходную только после 2024 года. Это означает, что прогноз на ближайшие три года будет, скорее всего, актуален все семь лет. Дефицит порядка 50 млрд рублей в год к 2024-му может составить около 300 млрд. И если до 2019-го еще можно закрыть дефицит за счет внутренних ресурсов, то до 2030-го денег на это, говорит Руденко, взять неоткуда. Сгладить ситуацию, считают в ведомстве, можно попытаться через изменение структуры доходной части бюджета. Например, сделать тариф по страхованию от временной нетрудоспособности не плоским - 2,9% ФОТ - а дифференцированным. Или снять часть бремени страховых взносов с работодателя и переложить ее на работника...

- Дифференциация тарифа может происходить по совершенно разным тарифным факторам, - пояснил зампред ФСС. - Это могут быть регионы, это могут быть виды экономической деятельности, это может быть размер нашего работодателя, страхователя. <...> На представленном слайде вы видите распределение по регионам частоты наступления временной нетрудоспособности. Простыми словами, это вероятность того, что работающий человек в том или ином регионе в течение года выйдет на больничный.

Но сколько бы вариантов развития системы соцстраха ни перечислялось на конференции, вероятность того, что “в течение года” эта система претерпит кардинальные изменения, практически отсутствует. Так что обсуждение вопроса было полезно, скорее, тем, что его участники обрисовали текущую картину и ближайшие перспективы при действующей модели социального страхования.

ПЕРЕКРЕСТИМСЯ, ПЕРЕТОПЧЕМСЯ?

Марина Москвина, управляющий директор управления рынка труда и социального партнерства РСПП, в свою очередь напомнила, что раньше в России существовал еще один вид социального страхования - от безработицы. Но при введении единого социального налога (ЕСН) от него решили отказаться. И с тех пор пособия по безработице финансируются из федерального и региональных бюджетов.

- Сегодня минимальный размер пособия по безработице - 850 руб-лей, максимальный - 4900 рублей. Вот к чему привело решение о ликвидации этого вида социального страхования. Поэтому не хотелось бы, чтобы по социальному страхованию в широком смысле принимались подобные решения, - заключила представитель РСПП.

Впрочем, для таких надежд уже несколько поздно. Как-никак, дефицит ФСС, Фонда медицинского страхования и Пенсионного фонда и так уже покрывается бюджетными деньгами. (Что позволяет некоторым экспертам уверенно говорить, будто формально никакого дефицита нет; тем не менее зависимость фондов от государственной казны - налицо.)

По словам руководителя департамента социального развития ФНПР  Константина Добромыслова, дефицит возникает не из-за того, что страховая система плохо работает, а из-за того, что у государства есть накопленные социальные обязательства, которые необходимо выполнять.

Если наличие взятых на себя добровольно обязательств является для государства проблемой само по себе, логично предположить, что оно может пытаться решить ее лишь двумя способами: выполнить обязательства или отказаться от них. Первый путь, как видно из выступлений на прошедшей конференции, включает возможность реформирования системы соцстраха. Но если государство сможет протянуть без реформы хотя бы до 2024 года, то до этого времени, скорее всего, ничего не изменится. Просто потому, что в нашей стране привыкли жарить клюющихся петухов до полной готовности. А это, в свою очередь, потому, что у российских чиновников всегда есть третий, резервный план, согласно которому все наладится само собой.

Комментарий

Константин Добромыслов, руководитель департамента социального развития ФНПР:

- Было очень отрадно услышать от социальных партнеров, что они обеспокоены теми кардинальными изменениями, которые пока витают в воздухе по поводу преобразований системы соцстраха. Опыт, к сожалению, показывает, что сегодня формирование бюджета происходит на достаточно примитивных принципах. На принципах обычного хозяйствующего субъекта, хотя мы говорим о социальном страховании. Здесь важен баланс обязательств и страховых взносов. И в формировании нынешнего бюджета нет учета этого страхового характера. Все государственные обязательства по социальному обеспечению и социальному страхованию перемешаны.

Автор материала:
Павел Осипов
E-mail: p-osipov@solidarnost.org

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности