Молодежное профсоюзное движение в России существует в рамках ФНПР уже 14 лет. С момента, когда в сентябре 2002 года в Москве прошел молодежный профсоюзный форум. На нем была зафиксирована надобность создания молодежных советов (комиссий) по всей стране, необходимость их финансирования, продвижения молодых профлидеров на разные должности в структуре и т.д.
Если проводить итоги, то к настоящему дню можно отметить только один несомненный и конкретный достигнутый результат: молодежные советы действительно созданы в существенной части профсоюзных структур. И это действительно массовое и масштабное явление. А дальше начинаются трактовки. В стилистике романа “Золотой теленок” относительно взрослые и относительно молодые профсоюзники дискутируют о масштабе финансирования молодежных советов и формах продвижения молодежи в профсоюзной структуре. Одним кажется, что поддержка недостаточна, другим - что она и так чрезмерна, если оценивать КПД профсоюзной молодежи.
Характерно, что при этом сама сущность деятельности профсоюзной молодежи остается в стороне от обсуждения как “молодыми”, так и “взрослыми”. Это неслучайно. Молодежные профсоюзные советы - явление чисто структурное. Наличие в нашей стране сотен и, возможно, тысяч молодежных советов и комиссий (точно, по-моему, никто не считал) является масштабнейшим бюрократическим фактом. Эдакая гигантская пирамида молодежного профсоюзного Хеопса. Но эту массовость никак нельзя считать свидетельством их деятельности. Отдельные акты работы есть. А вот массовой деятельности - нет.
Поезд может ехать, а может стоять на рельсах, на запасном пути. И тот факт, что на наших запасных путях стоят сотни, а возможно, и тысячи паровозов, не означает акта их передвижения. Потому что для движения - кроме топлива и рельсов - нужна не только его управленческая организация, но и понимание, что, куда и для чего мы везем. (Кстати, целеполагание паровоза - кто, куда, зачем? - придумывает отнюдь не паровоз, и даже не бригада, которая его обслуживает. Это к вопросу о том, что-де “сама молодежь должна найти свое место” и т.д.)
Ситуация следующая. У нас в масштабе профсоюзов России есть готовые, организованные структуры, но у них отсутствует единое понимание своего места в профсоюзном движении (в реальном, а не книжном). Они обладают совершенно разными знаниями о профсоюзах вообще и о текущих процессах. И что главное - отсутствует четко сформулированное направление их деятельности. Когда в середине 60-х годов прошлого века Мао Цзедун натравил молодых хунвейбинов на партийную и государственную бюрократию, он сформулировал вполне конкретно: “Огонь по штабам!” - поскольку там, по его мнению, окопались “ревизионисты”. В нашей ситуации такое впечатление, что молодежным советам дали негласную команду: “Огонь из всех резолюций, форумов и конкурсов!” Какая команда - таков и результат. Вместо обсуждения “почему так произошло?” правильнее поставить вопрос “что делать?”.
Учет и контроль. Начать нужно с того, чтобы на всех уровнях профсоюзной структуры наладить нормальный учет молодых профсоюзных активистов. То есть тех, кто не просто платит взносы, но и позиционируется (сам или окружающими) именно как активный молодой профсоюзный активист. Учет предполагает не просто наличие его ФИО, адреса, контактов, но и фактов его деятельности как профсоюзного активиста. Причем таковым фактами не считается участие в форумах или конкурсах. А считается то, что он сделал для профсоюза на любом уровне профсоюзной структуры. Целый год обновлял профсоюзные стенды. Придумал, организовал и провел кампанию солидарности в поддержку первички. Написал раздел в колдоговор и агитировал за его принятие. Привел в профсоюз двадцать человек. К этой деятельности нельзя относить активность не по профсоюзной тематике. “Агитировал против курения”, “создал МЖК” - прекрасно, но только если в рамках этого имеет место прямая и недвусмысленная польза для профсоюзной организации, польза, которую можно объяснить и доказать.
Если наладить простой учет хотя бы на этом уровне, то сразу будет видно, активист это или балабол. Вот только контроль за этим учетом должны вести, уж извините, не сами профсоюзные молодцы, а “старшие товарищи”. Скорее всего, имеет смысл даже разработать определенную оценку каждой формы активности в баллах. Чтобы в итоге именно по рейтингу реальных поступков определялся настоящий молодежный профсоюзный лидер отрасли, региона или России. А не по способностям к самопрезентации на трехдневном мероприятии.
Обучение и стратегия. Необходимо разделить два этих процесса. Нужно покончить с ситуацией, когда на всероссийских молодежных форумах присутствуют люди, которых нужно учить азам профсоюзной работы. К региональным мероприятиям это тоже относится. Для обучения должны работать учебные курсы или школы профсоюзной молодежи (профсоюзного лидера). Именно там и по единым программам молодым людям, претендующим на роль лидера, должны рассказывать и что такое профсоюз, и за что он борется. Причем начиная именно с этого, а не с рассказов о “личностном росте”, “пирамиде Маслоу” и как на Маслоу положить икроу. А на молодежных профсоюзных слетах или форумах любого уровня должна собираться молодежь, которая не только уже обладает знаниями, но и которая зарекомендовала себя на практике (см. рейтинг выше). Суть этих слетов-форумов должна заключаться в том, что там общаются не по системе “дети неразумные - патриархи”, а действительно профсоюзные практики. Чья работа не в том, чтобы имитировать флешмоб с неясным результатом.
В чем смысл их общения?
Во-первых, в том, чтобы серьезные профсоюзные руководители рассказали о своих конкретных ситуациях, которые могут быть полезны. Как заключали договор? Как проводили “итальянскую забастовку”? Как добились внимания власти к проблемам предприятия? Когда один серьезный человек рассказывает это другим серьезным людям (пусть и помоложе) - им всегда будет полезно поговорить: они живут в одном организационно-деятельностном поле.
Во-вторых, именно на таких слетах-форумах можно договариваться о реальных профсоюзных кампаниях в рамках страны. Заранее делать и обсуждать проект акций - и уже очно, глядя друг другу в глаза, ставить подпись о готовности. Только переход к ответственному участию в таких мероприятиях сделает возможным создание пресловутых “молодежных сетей”. Сейчас договариваться не о чем и непонятно с кем.
Переход к такой модели работы предполагает новые методики и единообразие в их применении. Если рейтинг - то по одним правилам, если “профсоюзная идеология” в школах - то по одним методичкам, если общепрофсоюзные события - то хотя бы по информации газеты “Солидарность”. Внедрение такой модели сложно с организационной точки зрения. Но только так профсоюзная молодежь начнет не просто говорить на одном языке, но и солидарно действовать.
P.S. Мнения, присланные в редакцию, развивающие или опровергающие тезисы автора, приветствуются.