Во Владимирской области управление Пенсионного фонда отказало воспитательнице детского сада в назначении досрочной трудовой пенсии. И исключило из спецстажа воспитательницы время обучения и дополнительные выходные, которые давались ей для ухода за ребенком-инвалидом. При помощи профсоюза женщина обратилась в суд и добилась досрочной пенсии.
Недавно Владимирский обком профсоюза работников народного образования и науки РФ сумел добиться включения периодов ухода за ребенком-инвалидом в спецстаж работника.
- В Вязниковский райком профсоюза обратилась воспитательница детского сада Елена Кирсанова. Дело в том, что управление Пенсионного фонда РФ в Вязниковском районе не засчитало в ее специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью 1 год и 8 месяцев. Это периоды очного обучения в Покровском педагогическом училище, нахождения на курсах повышения квалификации и множество дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом, - рассказал заместитель председателя Владимирского обкома профсоюза Николай Синицын.
Было принято решение обратиться в суд. Защищал работницу в суде райком, а обком оказывал консультативную помощь.
Синицын сказал, что со случаем невключения в спецстаж выходных по уходу за ребенком-инвалидом их обкому пришлось столкнуться впервые. В управлении ПФР полагали, что засчитываться должны только периоды работы. По мнению же профсоюза, эта позиции неверна. Ведь согласно ст. 262 ТК родитель, воспитывающий ребенка-инвалида, для ухода за ним имеет право на четыре дополнительных выходных дня в месяц. Оплата этих дней за счет средств социального страхования носит характер государственной поддержки таким родителям. Следовательно, эти дни надо включать в стаж.
- Тут загвоздка в законодательстве, - поясняет Синицын. - Существует постановление правительства РФ от 11.07.2002 № 516 “Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ”. И в этом постановлении не упомянуты выходные по уходу за ребенком. ПФР считает, что раз эти обстоятельства не упомянуты, значит включение их в стаж не разрешено. Мы же считаем, что неупоминание этих выходных как раз и свидетельствует о том, что их нельзя исключить из специального стажа.
Еще один аргумент профсоюзной организации - календарный принцип исчисления специального стажа. Из спецстажа не исключаются ни обычные выходные, ни федеральные праздники. Следовательно, и дополнительные выходные не должны исключаться.
Впрочем, аргументация профсоюза осталась фактически не использованной судом. Судья Вязниковского городского суда пришла к нужному профсоюзу выводу и вынесла решение в пользу истицы. Но по совершенно другим, более практичным соображениям: за все спорные периоды делались отчисления в Пенсионный фонд.
“Уплата работодателем истца страховых взносов за оспариваемые периоды подтверждается выпиской индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования. Изложенное подтверждает, что периоды дополнительных оплачиваемых выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом оцениваются как периоды работы...” - гласит решение суда.
Суд обязал управление Пенсионного фонда назначить Елене Кирсановой трудовую пенсию по старости с момента обращения за таковой - то есть с 21 апреля 2014 года.