Центральная профсоюзная газета16+
Румыния: Там, за Дунаем

Прошлое и настоящее профсоюзов Румынии

Румыния - сердце Восточной Европы, одна из самых беднейших и одновременно самых динамичных экономик ЕС, страна, пережившая некогда индустриализацию не менее амбициозную, чем в СССР, и столь же грандиозные экономические катаклизмы. Однако профсоюзная палитра некогда братской страны не слишком похожа на отечественную. Хотя и сходств, если приглядеться, тоже можно найти немало...

ОТ ИСТОКОВ ДО ЧАУШЕСКУ

Любопытный факт - история румынских профсоюзов длиннее... истории самого государства Румыния.

Лишь полторы сотни лет назад два вассальных Турции Дунайских княжества - Молдавия и Валахия - объединились в единое государство. Третья же часть нынешней Румынии - Трансильвания и Буковина - в те годы и до самой Первой мировой находились в составе Австро-Венгрии.

Но именно там-то, в габсбургской Трансильвании, в городе Кронштадт (теперешний Брашов), еще в 1840-х годах был основан первый “протопрофсоюз” будущей Румынии - общество вспомоществования рабочих-печатников. Конечно, цели и задачи этой организации были довольно скромны: подобные общества служили своего рода страховыми кассами для своих членов. Но именно с них начиналась история профсоюзов и в других странах, в том числе в России.

В Дунайских княжествах первая ассоциация, созданная, что характерно, теми же печатниками, появилась в 1859 году. В то время молодое объединенное государство, получив автономию от Порты, старалось всеми силами войти в “европейскую семью”: в 1864 и 1866 годах в стране принимаются две конституции, одна либеральнее другой. Конституция 1866 года допускала право создания ассоциаций.

И уже в 1870-е в стране появляются рабочие общества и клубы, прежде всего в отраслях с большой долей высококвалифицированных рабочих. А по мере роста промышленности в Румынии начинается и рост забастовочной активности, в первую очередь в сферах, где был традиционно велик процент высококвалифицированных рабочих: среди печатников и железнодорожников.

Но все эти организации, в создании которых, кстати, активно участвовали социалистические силы, еще не были профсоюзами как таковыми. В строгом смысле слова профсоюзное движение Румынии - ровесник российского: в 1905 году первую настоящую профорганизацию в стране создают плотники, а годом позже в Букарешти для координации создают первое легальное профобъединение - Генеральную конфедерацию профсоюзов.

Численность румынских профсоюзов на заре их легального существования была невелика - всего чуть больше восьми тысяч человек. Хотя на фоне резкого обострения социальной обстановки в стране они быстро превратились в головную боль для властей королевства.

В 1907 году по Молдавии и Валахии прокатилось ожесточенное крестьянское восстание, принявшее масштабы полноценной войны. Отряды повстанцев даже попытались, правда безуспешно, взять штурмом Букарешть.

Напряженная обстановка, рост числа забастовок и влияния “деструктивных” - читай социалистических - сил на рабочих сподвигли власть серьезно ужесточить законы об ассоциации. В 1909 так называемый “закон Орляну” (по имени Михая Орляну, в те годы министра промышленности и торговли страны) запрещает создание профсоюзов во всех отраслях.

В долгосрочной перспективе репрессивные меры эффекта не дали, забастовок становилось все больше. В 1916 году рабочие массово выступили против ввязывания Румынии в войну на стороне России и ее союзников. А в 1919 году в стране прошла первая всеобщая забастовка, в которой участвовали около 20 тысяч человек.

Наконец, в 1921 году профсоюзам вновь был придан легальный статус, при этом в законе для них особо оговаривалось требование внепартийности и политической нейтральности...

Вновь профсоюзы и забастовки поставил вне закона кондукэтор (вождь) Ион Антонеску, верный союзник Гитлера и Муссолини, взявший в 1940 году, накануне вступления Румынии в войну, реальную власть в стране.

Из альянса с Германией Румыния вышла в 1944 году: Антонеску был арестован королем Михаем I, а войска развернули оружие против вчерашних союзников - немцев и венгров. После мая 1945 года Румыния вошла в зону влияния СССР, а власть в стране стали концентрировать в своих руках коммунисты. Первое время страна оставалась единственной в советском лагере монархией, а Михая I, награжденного орденом “Победа”, даже называли “королем-комсомольцем”... Но в 1947 году Михая вынудили отречься от престола и эмигрировать, а Румыния стала народной республикой.

Так началась новая эпоха не только для Румынии, но и для ее профсоюзов. Уже 11 июня 1945 года на руинах в стране создается единый профцентр - Всеобщая конфедерация труда. В 1966 году организация прошла “ребрендинг” и была переименована во Всеобщий союз профсоюзов Румынии.

Социалистический период для крестьянской до той поры Румынии означал перестройку всей экономики и общества. По амбициям не уступая Сталину, румынский лидер Николае Чаушеску решил повторить в Румынии форсированную индустриализацию, со сталинским же размахом. В 1970-х годах по всей стране строятся промышленные гиганты; в первую очередь ставка делается на машиностроение, металлургию, химпром. Производства строятся во всех концах страны, и рынок ее труда коренным образом реструктурируется: к концу социалистического периода около 2/3 работающих в Румынии трудились на крупных (более 2 тысяч человек) предприятиях.

НОВЫЕ ВРЕМЕНА

Румынская революция декабря 1989 года - самая драматичная на просторах бывшего соцлагеря - смела власть Чаушеску и монополию компартии и Всеобщего союза профсоюзов. После этого на профсоюзной арене Румынии появляются новые игроки, существующие и поныне.

В феврале 1990 года несколько молодых профсоюзных объединений, созданных после революции, образуют конфедерацию профсоюзов Fratia (Братство). В том же году создается еще два новых профцентра: Национальная конфедерация свободных профсоюзов Румынии (CNSLR) и Национальная профсоюзная конфедерация “Картель Альфа”. Следом за ними - еще два крупных по местным меркам объединения: Национальный профсоюзный блок (BNS) и, уже в 1994 году, Конфедерация демократических профсоюзов Румынии.

В 1993 году два первых профцентра, CNSLR и Fratia, приняли решение о слиянии. Сейчас CNSLR Fratia - крупнейшее и мощнейшее из существующих в Румынии объединений профсоюзов: в нем состоят около 800 тысяч человек. В состав объединенного профцентра входит около 40 профессиональных федераций и 42 территориальных союза.

“Картель Альфа”, в состав которого входит около 50 профобъединений, тоже претендует на звание крупнейшего: по данным его руководства, в организациях этой конфедерации и вовсе состоит миллион человек. Но в реальности, по независимым подсчетам, это число примерно в два раза меньше.

К крупнейшим также относится Национальный профсоюзный блок с 39 профессиональными и 36 региональными структурами. Около десяти лет назад этот профцентр и CNSLR Fratia вели переговоры об объединении, которые, однако, успехом не увенчались.

Раздробленность и сложная структура конкурирующих профсоюзных центров и сейчас остается особенностью национального профстроительства. Впрочем, это проблема отнюдь не одной Румынии, а почти всех стран экс-соцблока, пытающихся убежать от своего коммунистического прошлого, единой партии и безальтернативных профсоюзов.

Кроме перечисленных выше, на национальном уровне представительства действуют еще два профцентра - Национальная конфедерация профсоюзов “Меридиан” и отколовшаяся в 1994 году от CNSLR Fratia Конфедерация демократических профсоюзов Румынии (CDSR). И все они, хотя и не равны по количеству сторонников, действуют примерно в одной весовой категории, от 300 до 800 тысяч членов.

ПОЛИТИКА И ПРОБЛЕМЫ

Профсоюзное сообщество Румынии тяготеет к разным политическим знаменам. Например, у CNSLR Fratia действует соглашение о сотрудничестве с Социал-демократической партией Румынии; в связях с социал-демократами в прошлом был замечен и Национальный профсоюзный блок. В противовес им “Картель Альфа” демонстрирует приверженность христианским демократам.

Другое дело, что вес профсоюзного сообщества в политике за последние двадцать лет существенно снизился. Если накануне революции в профсоюзах состояли 90% работающих граждан Румынии, то уже к началу 2000-х этот процент сократился более чем вдвое. К сожалению, единой и заслуживающей доверия статистики того, сколько работников в дунайском государстве остаются членами профсоюзов, не существует - а доступные данные весьма разнятся.

Наибольший, что вполне предсказуемо, процент охвата сохранился в добывающей и тяжелой промышленности (85% и 83% соответственно). Вместе с тем в 1990-е годы страна пережила катастрофическую деиндустриализацию. И дело не только в хаосе девяностых, но и в том, что форсированное строительство огромных промпредприятий, порою в дальних концах страны, часто шло без учета логистики - и в условиях рыночной экономики эти индустриальные монстры попросту оказывались нерентабельны. Сейчас мрачные скелеты циклопических заводов - узнаваемая примета румынских городов.

По-прежнему много членов профсоюза и в госсекторе - по ситуации на конец 2000-х годов охват в этой сфере составлял около 60% работников.

В последние годы все больший вес в экономике страны приобретает сфера услуг, прежде всего частный сектор. А в этой сфере и в Румынии, и в других странах Восточной Европы, да и мира в целом профсоюзы чувствуют себя менее комфортно. Вот и тут - членов профсоюза в этой отрасли не более 30%.

Но нельзя сбрасывать со счетов бич румынской экономики - неофициальные схемы занятости. По данным исследований конца 2000-х годов, по “теневой” схеме работали от 20 до 50% румын (учтем, что в эту группу включались как, например, самозанятые крестьяне или работники семейного бизнеса, так и просто люди, получающие зарплату в конвертах). Румыния по соотношению “формальной” и “неформальной” занятости - антилидер Евросоюза, обгоняющий в этой сфере даже не самую благополучную Болгарию.

ТРИПАРТИЗМ ПО-РУМЫНСКИ

Понятно, что перечисленными выше профобъединениями список румынских профцентров не исчерпывается. Например, в 2010 году был вновь зарегистрирован Всеобщий союз профсоюзов Румынии, распущенный после революции.

А пять описанных выше профобъединений - CNSLR Fratia, “Картель Альфа”, Национальный профсоюзный блок, CDSR и “Меридиан” - обладают правом представительства в национальном трехстороннем органе - Экономическом и социальном совете. Необходимое по закону условие для этого - представлять не менее 5% работников страны и иметь территориальные представительства во всех жудецах - административно-территориальных образованиях страны. А до 2011 года для участия в национальной системе соцпартнерства существовало еще одно законодательное ограничение: иметь представительство как минимум в четвертой части секторов экономики страны.

Со стороны работодателей с профсоюзами взаимодействует Альянс патронатных конфедераций Румынии. В Альянсе, в свою очередь, состоит семь членских организаций - негоже работодателям по сложности и запутанности структуры уступать социальным партнерам...

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Говоря о румынских профсоюзах, аналитики отмечают факт, вселяющий надежду в будущее этих организаций: несмотря на раздробленность и рыхлую структуру, в критический момент профобъединения готовы солидаризироваться. Так, в 2011 году крупнейшие конфедерации выступили единым фронтом на фоне намерений правительства усилить режим экономии и пересмотреть законодательство о соцпартнерстве (реформа, отменявшая практику национальных соглашений, которыми, в частности, регулировался вопрос о минимальной зарплате, была все же проведена в жизнь).

Опять же, нельзя не отметить пусть не принесшие плодов, но имевшие место попытки укрупнения профсоюзов. Так, в 2007 году о готовности объединиться заявляли CNSLR Fratia, “Меридиан” и Национальный профсоюзный блок. Вторая попытка была анонсирована в 2011 году - на сей раз с участием Национального профблока, “Картеля Альфа” и CNSLR Fratia. Эти инициативы так и остались нереализованными, хотя само их наличие - уже показатель.

Равно как показатель и то, что, несмотря на общую тенденцию снижения членства, наблюдавшуюся последние два с половиной десятилетия, в торговле и услугах - самой динамичной сфере - число членов профсоюзов растет день ото дня.

А значит, будущее есть.

Материал опубликован в "Профсоюзном журнале" № 4, 2015

Автор материала:
Александр Цветков
E-mail: cwietkow@yandex.ru

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности